Перейти к содержимому

HАROP: ударный дрон-камикадзе


=Zaman=

Recommended Posts

 Viva Israel!

Vivat vivat vivat!

Посольство Израиля в Баку восстановило работу - AZE.az

Harop — израильский разведывательно-ударный БПЛА. Был разработан в 2001-2005 гг. в конструкторском бюро завода «MABAT», подразделения израильского концерна «Таасия авирит». Свой первый испытательный полёт аппарат совершил на военном аэродроме в пустыне Негев осенью 2003 года. Википедия
Дальность полета: 1 000 км
Длина: 2,5 м
Производитель: Israel Aerospace Industries

image.jpeg.a695ea44e74ac3b54fec38e8649ee083.jpegИзраильский беспилотник-камикадзе семейства IAI Harpy | ТЕХНОЛОГИИ,  ИНЖИНИРИНГ, ИННОВАЦИИ

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://cdn.minval.az/2016/04/Dron-Kamekadze.jpg

Как удалось выяснить корреспондентам портала AzeriDefence из военных источников, в ходе успешных наступательных действий ВС Азербайджана на Тертерском и Физулинском фронтах со 2 по 5 апреля 2016-го года, в общей сложности было произведено шесть пусков беспилотников-камикадзе «Harop». Все шесть пусков были успешными, цели были уничтожены.

Цели эти были следующими:

1. Автобус с армянскими добровольцами направлявшимися на передовую. Семь добровольцев ликвидированы.

http://cdn.minval.az/2016/04/avtobus.jpg

2. Батарея самоходных гаубиц «Акация» 2С3 (Гадрутское направление).

http://cdn.minval.az/2016/04/dron-2.jpg

3. Личный состав одного из тыловых подразделений ВС Армении выстроившийся на плацу.

http://cdn.minval.az/2016/04/plac-soldat.jpg

4. Один из элементов системы ПВО ВС Армении.

http://cdn.minval.az/2016/04/z1.jpg

5. Участок передовой, на котором перед контратакой сконцентрировалась ударная группа пехоты ВС Армении.

http://cdn.minval.az/2016/04/plac2.jpg

6. ВПП одного из военных аэродромов на территории оккупированного Нагорного Карабаха.

http://cdn.minval.az/2016/04/VPP.jpg

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Израильские дроны-камикадзе: Harpia – Harop

Одним из важных направлений развития беспилотной авиационной техники является создание и развитие барражирующих боеприпасов, представляющих собой симбиоз классического дрона-разведчика и управляемых или вернее корректируемых авиабомб. В популярной русскоязычной литературе их чаще всего называют дроны-«камикадзе», а на западе — «loitering munitions» или «loitering weapons».

 

Впервые эти многоцелевые по своему характеру применения образцы авиационного вооружения появились на вооружении ведущих армий мира в последние десятилетия ХХ века и ныне переживают настоящий бум. Первопроходцами в этом направлении, как и вообще в беспилотной авиации были израильтяне.

 

Фактически первым серийным дроном-камикадзе в мире стала «Гарпия» (Harpy), созданная в 1980-е годы компанией «Israel Aerospace Industries». Причем изначально этот образец был узкоспециализированным и предназначался исключительно для поражения радиолокационных станций зенитно-ракетных комплексов противника. Считалось, что таким образом применение ЗРК становится гораздо менее эффективным или вовсе невозможным.

БПЛА Harpy

БПЛА Harpy

Первая «Гарпия», облетанная в 1990 году, представляла собой беспилотный летательный аппарат взлетной массой 135 кг, который запускался с наземной пусковой установки и следовал в назначенный район, где он в автономном режиме обнаруживал излучающие радиолокационные станции системы ПВО противника и затем поражал их, пикируя и подрывая свою осколочно-фугасную боевую часть массой 32 кг. В качестве двигателя на «Гарпии» использовался роторно-поршневой двигатель UE LAR731 мощностью 37 л.с., который позволял аппарату развивать максимальную скорость полета порядка 185 км/ч. Максимальная дальность полета составляла порядка 500 км, причем аппарат мог находиться в воздухе до семи часов. Длина аппарата составляла 2,7 метра, а размах крыла достигал 2,1 метра.

 

Причем аппарат не возник на пустом месте — израильские инженеры талантливо использовали свой опыт сотрудничества с германской компанией «Дорнье» (проект беспилотного летательного аппарата-разведчика DAR) и американской General Dynamics.

базовом варианте в состав одной батареи комплекса с барражирующими боеприпасами типа «Гарпия» входят три мобильные, смонтированные на шасси автомобиля повышенной проходимости, боевые машины-пусковые установки, каждая из которых включает в свой состав 18 барражирующих боеприпасов, размещенных в своих транспортно-пусковых контейнерах и запускаемых из них при помощи стартового ускорителя.

 

Как весьма продвинутый на тот момент аппарат пользовался спросом на международных рынках и его купил целый ряд государств. Причем как всегда Израиль не отличался особой щепетильностью в выборе партнеров — так, Harpy поставляли как Китаю (в 1994 году), так и на Тайвань. Ну, естественно, что он поступил на вооружение Армии Обороны Израиля.

БПЛА Harpy NG

БПЛА Harpy NG

Система постоянно улучшается — так, в 2016 году был представлен Harpy NG (New Generation). Новый аппарат имеет гораздо более продвинутую боевую часть — за счет улучшения заряда удалось уменьшить ее массу до 15 кг (а масса до сих пор важный показатель для беспилотника). Новое оборудование позволяет Harpy NG эффективнее обнаруживать радиолокационные установки противника.

Время полета аппарата увеличено на 40 процентов по сравнению с предыдущей моделью, то есть она может находиться в воздухе около 9 часов, летая на высоте 4500 метров со средней скоростью 120 километров в час.

Интересно, что аппарат может быть предварительно запрограммирован оператором, запуская несколько сценариев атаки в автономном режиме «выстрелил-забыл». Так, например, если дрон не распознает основную цель, то он может атаковать второстепенную или разбиться в заданной области.

 

И эта основная проблема Harpy — невозможность возврата в случае отказа от атаки цели — стала причиной для создания следующего аппарата, который стал логическим продолжением конструкции. Новый многоцелевой аппарат получил название «Хароп» (Harop), который впервые поднялся в воздух осенью 2003 года.

Фактически это полноценное высокоточное управляемое оружие, которое получило способность в случае отсутствия цели для атаки, сняв боевую часть с боевого взвода, осуществлять посадку и после непродолжительного технического обслуживания и пополнения запасов топлива быть вновь готовым к боевому применению.

Пусковая установка на 12 ударных БПЛА Harop, Погранслужба Азербайджана

Пусковая установка на 12 ударных БПЛА Harop, Погранслужба Азербайджана

Следует также отметить, что в конструктивном плане «Хароп» представляет собой существенно более сложный летательный аппарат, чем его предшественник. В частности, он уже построен по аэродинамической схеме «утка»: кроме основного крыла достаточно большой площади, имеющего сложную двухэлементную конструкцию — главная часть крыла и присоединенные к ней дополнительные складывающиеся внешние секции консолей крыла — с хорошо заметным изломом по передней кромке, он имеет еще и переднее горизонтальное оперение. Это было сделано для того, чтобы новый аппарат, имеющий более крупные габариты можно было разместить в стандартном транспортно-пусковом контейнере от Harpy.

 

Другим существенным внешним отличием нового барражирующего боеприпаса от его базовой версии стала измененная форма носовой части фюзеляжа — вместо «классической» цилиндрической формы она стала бульбообразной, с незначительной S-образностью в вертикальной плоскости. Кроме того, в носовой части была установлена гиростабилизированная шаровидная платформа для размещения оборудования оптико-электронной поисково-прицельной системы, что позволило решать задачи обычного разведывательного беспилотного летательного аппарата, передавая в реальном масштабе времени полученные им с помощью бортовых средств обнаружения разведывательные данные на наземный или корабельный командный пункт.

Пуск БПЛА Harop

Пуск БПЛА Harop

Взлетная масса Harop составляет 135 кг, включая боевую часть массой 23 кг. Аппарат способен совершать полеты продолжительностью до 6 часов, преодолевая расстояние свыше 1000 км.

Единственным известным конфликтом, где активно применялись стали бои за Нагорный Карабах. Азербайджан с 2016 года стал закупать эти аппараты, которые поступили на вооружение Госпогранслужбы страны (по некоторым данным куплено до 150 единиц) и активно применялись как в ходе боев 2016 года, так и во Второй Карабахской войне 2020 года.

Президент Азербайджана Алиев и Harop

Президент Азербайджана Алиев и Harop

В ходе боев 1-4 апреля 2016 года были сбиты как минимум пару дронов, при этом им удалось нанести ущерб противнику. Так, по сообщению пресс-секретаря непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, в результате атаки дрона на автобус, вёзший добровольцев, погибло 7 человек.

Один из азербайджанских БПЛА Harop, потерянных в ходе Второй Карабахской войны

Один из азербайджанских БПЛА Harop, потерянных в ходе Второй Карабахской войны

В ходе войны 2020 года азербайджанцы потеряли как минимум 10 Harop, при этом два разбились в Иране, а один в Грузии. Аппараты активно использовались для нейтрализации системы ПВО карабахских армян и частности по результатам конфликта они стали «убийцами Буков», так как большинство пораженных пусковых установок и РЛС пошло именно на их счет. Кроме того, активно уничтожались также ЗРК С-125, «Тор», танки Т-72.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Azeri HAROP in Action - October 2020


Drones and loitering weapons were used extensively by both sides of the conflict in the Caucasus. The conflict was the first time when loitering weapons were used on a wide scale, to strike sensitive, time critical targets by leveraging the weapon's integral intelligence gathering and strike capability. This video shows a collection of imagery taken by the strike cameras of IAI HAROP loitering weapons, published by the Azeri MOD in October 2020. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уничтожение ПУ ЗРК С-300 ВС Армении беспилотником  HAROP

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Удары азербайджанских БПЛА-камикадзе Kargu и Harop.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Война в Карабахе. Вашему вниманию кадры, на которых можно услышать пронзительный звук барражирующего дрона перед его попаданием в цель.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Israel UAV Harop

Азербайджанские дроны-камикадзе. IAI Harop — вой смерти в небе Карабаха

Впервые о применении Азербайджаном ударных беспилотников израильского производства IAI Harop стало известно в апреле 2016 года, когда он попал на пару армянских видео и был четко идентифицирован.

По итогам так называемой «Апрельской войны», армяне признали, что Harop поразили две цели — автобус перевозивший на фронт добровольцев (7 человек убито) и штаб воинской части в Мартакерте.

Атака Харопа в апрельской войне 2016 года Скрины с армянского видео запечатлевшие атакующий Harop в апреле 2016.

Азербайджанская сторона заявила по крайней мере о шести успешных случаях применения этих достаточно крупных дронов-камикадзе, дополнительно были названы уничтоженными САУ 2С3 Акация, неназванный комплекс ПВО, скопление солдат и взлетно-посадочная полоса аэродрома.

Что представляет из себя IAI Harop? Строго говоря, это беспилотный барражирующий боеприпас общим весом 135 кг, оснащенный поршневым мотором, гиростабилизированным подвесом для всепогодных оптических средств наблюдения, системой связи и 15-кг боевой частью с 5.7 кг мощной взрывчатки.

 

Длина аппарата 2.5 метра, размах крыла — 3 метра, крейсерская скорость 150 км/ч, запас топлива обеспечивает дальность полета порядка 1000 км и продолжительность полета 6-9 часов, система управления работает на дальности до 200 км. Высота полета — до 4.5 км.

IAI Harop на фирме-производителе Представительница израильской фирмы-производителя просто сияет — прекрасная продукция за хорошие деньги. Причем, судя по серийным номерам, именно эти конкретные дроны убивали вонючих армян во Второй Карабахской войне. IAI Harop сделаны из композитов Кроме серийных номеров на фото хорошо видно, что беспилотник сделан из композитов на основе углеродного волокна для облегчения конструкции.

Предпусковая подготовка системы занимает 9 минут. Запуск производится из контейнера установленного на грузовике при помощи стартового ускорителя. После обнаружения цели оператор направляет барражиурющий боеприпас на объект. Атака может производиться под любым углом — например строго горизонтально, но обычно — с пикирования.

Harop в Израиле Еще одна заводская фотография производства Harop в Израиле. Хорошо виден прочный узел раскладывания крыла — наравне с двигателем, обычно позволяет четко идентифицировать обломки

Начиная пикировать на цель Harop переводит свой двигатель на максимальные обороты, что вызывает настоящий вой, чем-то напоминающий звук знаменитого немецкого пикировщика Ju-87, на котором стояла раскручиваемая воздухом сирена. Этот вой оказывал сильное психологическое воздействие на атакуемых и, похоже, армянам теперь тоже надолго запомнится звук пикирующего Harop.

Интересно, что на одном из видео 2016 года армяне, впервые столкнувшиеся с Harop, радуются его пикированию, еще не подозревая, что это не падение, а именно атака цели.

Так как IAI Harop, далеко не маленький по размерам беспилотник, оснащен достаточно шумным мотором и действует вовсе не на заоблачных высотах, его поражение войсковой ПВО вполне возможно. В апрельских боях 2016 года карабахским военным удалось среди прочего удалось сбить два Harop.

Хароп сбитый в апрельской войне 2016 года Harop cбитый армянами 5 апреля 2016 Сбитый армянами 7 апреля 2016 Harop Второй Harop был сбит 7 апреля 2016. На переднем плане ротативный мотор беспилотника, а левее рук военных — боевая часть.

В обоих случаях можно с уверенностью говорить, что барражирующий боеприпас был сбит — слишком хорошо сохранившиеся и кучно лежащие обломки. А вот после того как беспилотник-камикадзе поражает цель и сработала боевая часть, остается искать только мелкие фрагменты планера и систем, исключение составляет разве что двигатель.

Движок Харопа Обгоревший двигатель Харопа, вероятно, поразившего свою цель, 2016 год.

После того, как наличие в арсенале Азербайджана барражирующих боеприпасов IAI Harop перестало быть тайной, их стали показывать публично. Автор насчитал четыре таких показа, причем во всех показах, четко идентифицируется, что данная система принадлежит не Азербайджанской Армии, а Государственной Пограничной Службе Азербайджана.

Тут, наверное, стоит упомянуть, что Госпогранслужба Азербайджана, это далеко не только пограничные заставы и бравые погранцы с Мухтаром на поводке. Это, фактически, как я ее называю — «2-я пехотная Армия Азербайджана». Достаточно сказать, что в 2018 году сформированная дивизия пограничников сменила армейский корпус на границе с непосредственно Арменией. Знаменателен уже сам факт формирования такого серьезного соединения как дивизия, благодаря чему для будущей войны против Карабаха был высвобожден один из армейских корпусов Армии Азербайджана. Конечно, с артиллерией и тяжелой бронетехникой у пограничников дела обстоят похуже, чем в армии, зато оснащение современным высокоточным оружием — выше всяких похвал — имеются современные ударные вертолеты Ми-35, Ми-17 с израильской системой LAHAT, различные модификации ракет Spike, в том числе модификаций ER и NLOS.

Также у Госпогранслужбы Азербайджана имеется полный набор беспилотников всех типов и размеров, причем совершенно других моделей и производителей, чем у Вооруженных сил Азербайджана — именно этим и объясняется тот факт, что в Азербайджане наблюдается огромный «зоопарк» различных БЛА — Армия и Госпогранслужба каждая имеют свой «набор» беспилотных средств.

Возвращаясь к Harop. Впервые открыто продемонстрированы они были на параде 26 июня 2018 года, посвященном 100-летию азербайджанской армии. По площади проехали три пусковых установки комплекса Harop на шасси грузовиков МАЗ, каждая из которых оснащена 9 пусковыми контейнерами.

Пусковые установки Хароп на шасси МАЗ Камуфлированые пусковые установки Harop с эмблемой Госпогранслужбы Азербайджана на параде в Баку 26 июня 2018 года. Все три машины имеют, похожий, но отличающийся в деталях камуфляж, что позволяет их идентифицировать, несмотря на снятые перед парадом госномера. Пусковая установка крупным планом На стороне развернутой к трибуне были открыты крышки пусковых контейнеров и видны «морды» Харопов. Девять контейнеров с БЛА на одной пусковой Вид на контейнеры с самими дронами-камикадзе

Вскоре после этого, в начале августа 2018, ГПС Азербайджана провела масштабные учения, по результатам которых появились хорошие видеокадры второй батареи Harop c машинами в однотонной защитной окраске. Причем, в отличии от парадного расчета «1-й Бакинской батареи» (чисто условное обозначение, просто, чтобы их различать), «2-я батарея» была показана в более полном составе — не только пусковые установки, но и машины обеспечения.

Авиационная техника ГПС Азербайджана Линейка авиационной техники Госпогранслужбы Азербайджана задействованной в учениях 10 августа 2018, в том числе батарея БЛА-камикадзе Harop Батарея Harop крупным планом Эта же батарея Harop крупным планом. Ближняя машина — маленький двухосный МАЗ, возможно, дизельгенератор. Далее три пусковых установки, потом два кунга — передвижные пункты управления. Последняя машина — тоже кунг, но как видно по предыдущей фото, отличается. Впрочем, это еще не все машины батареи. На скринах видео видно еще кое-что. Машины батареи БЛА-камикадзе Хароп Батарея Harop в поле. Стрелкой отмечен прицеп неясного назначения. Четыре ПУ Harop на одном кадре Удачный кадр из азербайджанского патриотического видео, где певец в форме пограничника позирует на фоне сразу четырех ПУ Harop — до этого в кадр попадало не более 3-х ПУ одновременно. Следовательно, в состав каждой батареи входит минимум по 4 пусковых. Между двумя первыми пусковыми установками проглядывает тот же непонятный прицеп. Учебный пуск БЛА-камикадзе Хароп Учебный пуск Харопа. Видно начало раскладывания крыла и отделение пусковых ложементов. Учебный пуск БЛА-камикадзе Этот же пуск с другого ракурса. МАЗ установлен на аутригеры, пуск производится дистанционно — к оборудованию подходит оранжевый кабель. На переднем плане - пункт управления Хароп Пункт управления БЛА-камикадзе. Над задним колесом подключены кабели. Пусковая установка в отдалении. Мониторы управления Харопом Рабочее место оператора беспилотником. Хорошо видна эмблема Госпагранслужбы на рукаве Джойстик управления Харопом Джойстик оператора с надписями на русском. Harop за мгновение до попадания в мишень Harop пикирует на мишень на берегу Каспия. Пуск Harop Скриншот с видео другого пуска Харопа азербайджанскими пограничниками. Хароп в начальной стадии полета Ложементы «ушли», крыло расправилось, но твердотопливный стартовый ускоритель еще работает

Операторов БЛА пограничное руководство учило на совесть — судя по различным видеокадрам, на учебные пуски было израсходовано не так уж мало этих довольно дорогих барражирующих боеприпасов.

Следующий раз азербайджанские Харопы попали в кадр при посещении президентом Ильхамом Алиевым 10 января 2019 года Центра судостроения и ремонта Береговой Охраны Госпогранслужбы в поселке Тюркан.

Президент Азербайджана осматривает пусковую установку Harop Ильхам Алиев осматривает пусковую установку БЛА Harop в Тюркане. По окраске установка соответствует условной «2-й батарее» Госпогранслужбы. Ильхам Алиев осматривает Хароп, установленный на тележку для обслуживания Алиев около установленного на тележку IAI Harop. Рули барражирующего боеприпаса закрыты чехлами. Harop N3118 Вид на Harop сзади — виден номер 3118 и характерный поршневой двигатель аппарата.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

14 августа 2019 в честь 100-летия Госпогранслужбы Азербайджана в Баку была проведена выставка техники и вооружения службы, в том числе была представлена пусковая установка и сам барражирующий боеприпас. Причем, судя по индивидуальным особенностям камуфляжа, была представлена одна из участвовавших в параде годом ранее (26 июня 2018) установка.

Пусковая установка Harop со всеми открытыми контейнерами Одна из трех «парадных» пусковых установок во время публичного показа населению 14 августа 2019, причем контейнеры переставлены в направлении другого борта. Вид на Хароп спереди Барражирующий боеприпас Harop в пусковом контейнере, установленный на специальный пусковой ложемент. Видны сложенные консоли крыла и надпись на русском языке

В июле 2020 года на границе Армении и Азербайджана начались боевые действия известные как «Тавушские столкновения», «бои в Товузе», «июльская война». Не вдаваясь в противоречивые утверждения сторон о ходе самих боевых действий, заметим, что в ходе боевых действий Азербайджаном применялись различные беспилотники, включая ударные дроны-камикадзе. На одном из армянских видео хорошо слышен вой пикирующего Харопа. По итогам боевых действий армяне заявили уничтоженными и захваченными 14 азербайджанских беспилотников и даже устроили в Ереване выставку для прессы.

Три Харопа сбитых в июле 2020 в ходе показа Армянские офицеры на фоне трех кучек обломков Харопов сбитых в июльских боях 2020 Сбитый армянами в ходе "июльских боев" 2020 года барражирующий боеприпас Один из сбитый армянами в ходе «июльских боев» 2020 года БЛА-камикадзе Harop крупным планом — двигатель, узел складывания крыла и твердотопливный ускоритель

Среди представленных обломков было три Harop, которые легко опознаются по характерному двигателю, узлам складывания крыла и твердотопливному ускорителю. По состоянию этих узлов, с большой долей вероятности, можно сказать, что эти барражирующие боеприпасы были именно сбиты ПВО, то есть их БЧ не подрывалась. Общее же количество примененных Азербайджаном в этих локальных пограничных боях IAI Harop неизвестно, но, предположительно, это число не было большим, в пределах десятка штук. Также широко применялись и другие беспилотники, в частности, принадлежащие семейству Orbiter.

 

По итогам боевых действий армянские военные отметили широкое применение Азербайджаном ударных беспилотников, однако, общие потери армии были не велики, и на широкую публику был сделан оптимистичный вывод, что с ПВО армянской армии все в порядке. Уже после 2-й Карабахской войны появилось утверждение, что на самом деле выводы из июльских боев 2020 были полностью противоположны — «июльские события показали, что наша система ПВО — дырява и не способна бороться с беспилотниками противника.»

 

В тот же период сами армяне сообщили, что как раз в эти дни Азербайджан получил первые 6 вооруженных турецких беспилотников Bayraktar TB-2. Но никто еще в Ереване и Степанокерте не представлял масштаб предстоящей осенью кровавой бойни армянской армии во Второй Карабахской войне, которую Азербайджан начал 27 сентября 2020. Через 44 дня боевых действий армянская армия потерпела поражение и во избежание дальнейшего полного разгрома и аннигиляции, армянское руководство было вынуждено подписать унизительную капитуляцию.

 

В следствии крайне неудачного для армян сочетания высотных характеристик новых азербайджанских ударных беспилотников Bayraktar TB-2 и основного средства ПВО армянской армии — ЗРК Оса (последние просто не доставали эти беспилотники), именно Байрактары нанесли самые тяжелые потери армянской бронетехнике, артиллерии и ПВО. Тем не менее, Вооруженные силы Азербайджана массово применяли все имеющиеся беспилотные средства. Разумеется, широко использовались и барражирующие боеприпасы IAI Harop Госпогранслужбы Азербайджана.

 

На данный момент нет никакой официальной статистики Азербайджана по боевым действиям и о количестве пущенных в дело Харопов можно только догадываться. Чуть лучше дело обстоит со сбитыми Harop, фото и видео которых попало в интернет.

 

К 29 сентября армяне сбили два IAI Harop — Минобороны Арцаха продемонстрировало видео с обломками IAI Harop N3038.

Хароп номер 3038 сбитый в первые дни Второй Карабахской войны Двигатель Harop и кусок обшивки с нанесенным маркером серийным номером аппарата 3038.

Второй Harop был показан в ролике армянского канала 24 News:

Обломки второго сбитого армянами Харопа Характерный узел раскладывания крыла — второй сбитый армянами Harop

Также существует плохого качества видео удара БЛА Harop в районе приграничного армянского города Варденис 29 сентября. При этом хорошо слышно, что пикирует именно Harop. Выяснилось, что целью удара стал гражданский автобус, но жертв не было. Интересные подробности по этому случаю были опубликованы сайтом Спутник Армения в тот же день по «горячим следам». Корреспондент сообщила, что «водитель автобуса успел довести добровольцев до места назначения. После этого водителю посоветовали припарковать автомобиль за пределами воинской части. Он припарковался и вышел из кабины, после чего прогремел взрыв».

 

Эти подробности как-то не афишировались остальными армянскими СМИ, но позволяют совсем по другому взглянуть на «гражданский автобус». Хотя официально Армения и Азербайджан вроде и не воевали, понятно, что с территории Армении шло все снабжение и подкрепления, а также, по крайней мере в нескольких случаях, наносились ракетные удары по азербайджанским целям, в других случаях, совершив пуск с территории Карабаха, ракетные комплексы быстро уходили на «безопасную территорию» собственно Армении. Так что, сказать, что Армения была такой уж «белой и пушистой» нельзя, и сказать, что удары Азербайджана по территории Армении не имели никакого основания — тоже. История с «гражданским автобусом уничтоженным беспилотником» тому наглядное подтверждение.

Автобус уничтоженный Harop Автобус, перевозивший добровольцев в воинскую часть в Варденисе и уничтоженный азербайджанским Харопом. В нижней части — двигатель Harop. Судя по состоянию автобуса, прямого попадания не было, автобус загорелся от близкого взрыва.

На следующий день, армянские военные заявили, что в 4-30 утра 30 октября в воздушное пространство над Степанокертом вошли три Харопа, два из которых сбило армянское ПВО. Обломки по крайней одного сбитого барражирующего боеприпаса сразу же продемонстрировали. О судьбе третьего аппарата ничего не сообщили — то ли он поразил цель, то ли полетел дальше.

Обломки бХаропа сбитого 30 сентября Движок одного из IAI Harop, заявленного сбитым ПВО над Степанокертом 30 сентября.

Утром следующего дня, 1 октября, появились две фотографии Харопа сбитого около Аскерана, к сожалению, никто не додумался снять номер этого хорошо сохранившегося аппарата.

Harop, сбитый 1 октября 2020 Почти целый Harop, сбитый в районе Аскерана 1 октября 2020. Сбитый армянами около Аскерана Harop Вид вблизи на этот же дрон. Из отломленной «головы» торчит цилиндр боевой части

На фото сбитого Harop видно, что ударом о землю вырвана оптика из «головы», а из «переломанной шеи» торчит цилиндр боевой части. Заметен и один дополнительный стабилизатор ножевого типа, выдвигающийся из фюзеляжа, второй обломан при ударе. Предположительно, они выдвигаются только при пикировании на цель для обеспечения стабильного удержания курса на большой скорости.

 

7 октября армянское телевидение продемонстрировало лежащий на земле двигатель Харопа. Текст диктора на армянском мне непонятен, но учитывая, что не видно кучно лежащих обломков, тут уже нельзя со 100-процентной уверенностью говорить о сбитом дроне-камикадзе, как раз таки двигатель единственное, что остается более-менее нахождаемым даже при срабатывании БЧ.

Двигатель сбитого Харопа Движок сбитого армянами 7 октября Харопа

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Однако, продемонстрированным армянским телевидением движком от Харопа, их потери 7 октября не ограничились, более того, именно в этот день их зафиксированные потери были максимальными за всю войну. Вечером этого дня, грузинская полиция сообщила о падении двух беспилотников на территории региона Кахети — один в селе Удабно и другой в Санавардо, соответственно примерно в 18-35 и 18-45. Один из них вызвал небольшой пожар на винограднике. Характерные обломки беспилотников однозначно указывают на Харопы.

Хароп упавший в Грузии Воздушный винт и двигатель с моторамой упавшего в Грузии Harop

Кахети граничит с Азербайджаном, но расположен очень далеко от театра военных действий, как туда занесло сразу два беспилотника? Единственные разумные объяснения — выход из строя станции управления или применение средств радиоэлектронной борьбы нарушившие работу каналов управления, в любом случае похоже, что после этого беспилотники ушли за пределы зоны досягаемости своих средств связи и летели в «прекрасное далеко» пока почти одновременно не упали по выработке топлива.

Обломки одного из упавших в Грузии 7 октября азербайджанских беспилотников Двигатель и другие части второго упавшего в Грузии Харопа

 

Обломки Харопа с одним выпущенным дополнительным стабилизатором Хорошо виден торчащий выдвижной стабилизатор, второй остался зафиксированным на своем месте утопленным в фюзеляж. Можно сделать вывод, что штатно дополнительные стабилизаторы выпускаются какой-то пружиной, после того как электроника открывает удерживающий замок. При сильном ударе сбитого беспилотника о землю блокировка зачастую срывается и стабилизатор выскакивает наружу.

10 октября азербайджанская сторона заявила об уничтожении комплекса ЗРК С-300, причем судя по кадрам видео речь идет о дивизионе в населенном пункте Кохнут на территории Армении. Впрочем, самого поражения пусковой установки показано не было. Позже появилось видео с армянской наземной камеры видеонаблюдения с поражением работающей РЛС низковысотного обнаружителя СТ-68 придаваемого ЗРК С-300, но там собственно боеприпас разглядеть проблематично. Однако, с очень высокой вероятностью речь идет именно о Harop. Во-первых, сам производитель в рекламных буклетах так и позиционировал этот боеприпас — для поражения наиболее ценных объектов типа ЗРК, штабов и так далее.

 

К тому же это наиболее подходящее средство для выполнения такой задачи — остальные ударные беспилотники Азербайджана намного мельче, обладают небольшим радиусом действия и маломощной боевой частью. Ударные турецкие Байрактары, наоборот, слишком большие и должны приближаться к объекту атаки на несколько километров, что делает их уничтожение возможным даже для старых армянских С-300ПС и С-300ПТ.


11 октября армяне сбили два Харопа. Кроме обломков показали хорошую фотографию боевой части этого барражирующего боеприпаса.

Сбитый армянами 11 октября Хароп Первый из сбитых 11 октября Харопов. Стандартный набор признаков в наличии — узел складывания крыла Двигатель сбитого 11 октября Harop Двигатель этого же беспилотника

Второй сбитый 11 октября Harop имел номер N3004.

Второй сбитый 11 октября Harop Снова характерные обломки барражирующего боеприпаса Сбитый Хароп с хорошо различимым номером 3004 Редкий случай, когда кто-то соизволил сфотографировать номер. Боевая часть Харопа Боевая часть IAI Harop весом 15.2 кг производства компании Rafael. Вес взрывчатого вещества — 5.7 кг, тип — РХ-139.

Известна серия из по крайней мере трех качественных фото иностранных журналистов, на которой сфотографирован двигатель Харопа, лежащий в Степанокерте.

Движок дрона-камикадзе Качественное фото двигателя Harop сделанное в Степанокерте. Harop engine near armenian target Вторая фото этой же серии. Заметно, что двигатель Харопа лежит на фоне ограды какого-то государственного объекта непризнанной республики

С одной стороны вторая фото неудачна — лежащий на переднем плане близко к фотографу двигатель кажется огромным на фоне военного, как бы поставившего на него ногу, но на самом деле стоящим намного дальше, у забора. Но тут самое интересное — это объект на фоне которого снято — добротный забор, здание с системой видеонаблюдения, признаки явно указывающие на серьезный государственный или военный объект Арцаха. В данном случае недешевый Хароп прилетел забрать явно не жизни мирных жителей, а что-то куда более серьезное.

 

Рано утром 13 октября был сбит очередной Harop, но на этот раз беспилотник стал жертвой ПВО Ирана в районе города Парсабад, в тот период азербайджанские войска продвигались по равнинной местности вдоль границы с Ираном и дрон вполне мог нарушить границу. Надо полагать, что иранские специалисты с удовольствием изучили довольно хорошо сохранившийся беспилотник производства одного из своих заклятых «друзей» — Израиля.

Хароп сбитый в Иране Залетевший в район иранского Пасабада азербайджанский Harop стал жертвой иранской ПВО

19 октября обломки очередного Harop показали армяне, но по их состоянию трудно говорить о том, был ли это сбитый ПВО аппарат или штатно отработавший по цели, тем более, что обломки были вывезены с места падения.

Двигатель Harop, снятый 19 октября Двигатель с огрызком воздушного винта и прочие мелкие обломки Харопа, показанного карабахскими армянами 19 октября

Зато на следующий день, 20 октября, снова отличились иранские зенитчики, сбив барражирующий боеприпас в районе Худаферин (приграничный иранский уезд провинции Восточный Азербайджан). На этот раз их жертвой стал азербайджанский Harop с бортовым N3073, доставшийся иранцам в неплохом состоянии.

Упавший около иранского Худаферина Хароп N3073 Лежащий около Худаферина в иранском приграничье Harop с бортовым номером 3073

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

На протяжении всей войны азербайджанские военные публиковали множество видео поражения вражеской техники и солдат, однако по большинству их них трудно определить средство поражения цели, учитывая многообразие имевшихся у Азербайджана ударных беспилотников и самонаводящихся ракет.

 

21 октября появилась фотография армянского Т-72, сгоревшего в результате попадания IAI Harop. О последнем свидетельствует лежащий практически на танке знакомый нам двигатель, остальные же обломки Харопа, очевидно, разметало взрывом. Интересен и тот момент, что попадание сверху и взрыв 5 килограммов мощной взрывчатки не нанесли каких то фатальных повреждений конструкции танка, танк именно выгорел.

Армянский танк сгоревший в результате попадания дрона-камикадзе Армянский танк Т-72, выгоревший вследствие попадания Харопа, двигатель от которого указан стрелкой.

Обломки очередного Харопа армяне засняли 22 октября.

Обломки сбитого 22 октября 2020 Харопа Сбитый 22 октября Harop

26 октября на видеокадрах армянского Минобороны с передовой мелькнули обломки, которые пытливые умы Лостармора распознали как еще один Хароп, лежащий на склоне горы. Судя по отсутсвию вообще какой-либо цели, барражирующий боеприпас был сбит.

26 октября были засняты очередные обломки Harop Обломки на склоне гор. Стрелкой указано что-то напоминающее двигатель Харопа.

В этот же день появилось видео еще одного сбитого армянами барражирующего боеприпаса:

Сбитый 26-10-2020 Harop Второй сбитый Хароп выложенный на видео 26 октября. Как обычно «свернутая голова» и номер не прочитать.

4 ноября армяне выложили очередное видео со сбитым Harop, которое, однако, вызвало различные версии. В частности, утверждалось, что это обломки двух беспилотников, с чем автор не согласен, так как двигатель Харопа имеет три ряда оребрения и в данном случае один ряд отломан и лежит в стороне.

Обломки сбитого Харопа, вызвавшие неоднозначную оценку В этой куче обломков сбитого армянами Харопа, некоторые разглядели не просто два аппарата, но и даже «Harpy NG», ошибочно приняв стандартный бензобак Харопа за головной обтекатель этого противорадиолокационного дрона. При том. что никаких данных о наличии у Азербайджана таких дронов нет.

Еще больше домыслов вызвал другой скриншот, так как деталь обозначенную цифрой «2» приняли за головную часть другого израильского беспилотника-камикадзе — Harpy NG, который также создан на базе Harop, но вместо оптики под фюзеляжем, оснащен обтекателем антенны для поиска работающих радиолокаторов. С этого ракурса действительно похоже, но это ошибка. Во-первых, хорошо виден обозначенной цифрой «1» совершенно обычный головной отсек обычного Harop, в чем можно убедиться сравнив его с заводскими фото в начале материала.

Бензобак и обтекатель Харопа Цифрой 1 обозначен стандартный носовой отсек Harop, а 2 — бензобак, который приняли за головной обтекатель «Harpy NG»

Ну и во вторых, на третьем скриншоте, виден не только нанеснный маркером номер 3139, прекрасно попадающий в линейку известных номеров азербайджанских Харопов, но и то, что «носовой обтекатель Harpy NG» вовсе не округлый. К тому же, такая деталь была видна и на одном из сбитых в Иране Харопов, при чем это скорее всего расположенный над двигателем бензобак.

Harop N3139 и его бензобак Номер сбитого Харопа, нанесенный маркером на заводе и «загадочная деталь» с другого ракурса. По крайней мере видно, что это не носовой обтекатель, а обычный бензобак, который имеется на всех Харопах Вид на сбитый в Иране Harop Этот же бензобак на снимке одного из упавших в Иране Harop

Ну и последним фотосвидетельством сбитых азербайджанских Harop можно считать выложенную (тоже 4 ноября) фотографию двух моторов от этих беспилотников в каком-то зале, на фоне сбитого разведывательного беспилотника Aerostar. Впрочем, нельзя быть уверенным, что это не притащенные в помещение движки с ранее учтенных аппаратов.

Двигатели двух Харопов Обломки азербайджанских беспилотников в каком-то зале. на переднем плане два двигателя от IAI Harop.

Через месяц после победного окончания войны, 10 декабря 2020 в Баку был проведен парад Победы, на котором были представлены в том числе и три традиционные пусковые установки Harop из состава условной «1-й Бакинской Парадной батареи» Госпогранслужбы. Никаких заметных изменений по сравнению с парадом 2018 относительно Harop не было, разве что машины перекрасили к параду, камуфляж остался четырехцветным, но расположение пятен поменялось из-за перекраски.

Пусковые установки Harop на параде 10-12-2020 Три традиционных пусковых установки Харопов на параде Победы 10 декабря 2020 Пусковая установка на параде в декабре 2020 Одна из пусковых установок крупным планом

К сожалению, на момент написания материала невозможно дать какие то вменяемые статистические данные по применению IAI Harop в Азербайджане. Например, не известно сколько самих барражирующих боеприпасов было поставлено — на этот счет можно только строить предположения.

 

Более-менее достоверно можно говорить о наличии в составе Госпогранслужбы по крайней мере двух батарей по 4 пусковых установки в каждой. Одна из них в полном составе была показана на видео учений в 2018 году, вторая дважды демонстрировала по три пусковых установки на парадах в Баку, но вероятно, что в ней также 4 пусковых установки, просто формат парада подразумевает проход 3 единиц техники в один ряд. Таким образом 8 пусковых установок по 9 контейнеров на каждой дают 72 дрона в боекомплекте. Абсолютный минимум — это два боекомплекта + резерв на практическое обучение операторов, другими словами не менее 150 Харопов.

 

Это число фактически подтверждается известными бортовыми номерами азербайджанских Harop (3004, 3038, 3073, 3118, 3139). При этом три полностью вооруженных пусковых установки (27 Харопов) мы видели на параде Победы 10 декабря, это говорит о том, что далеко не весь боекомплект был расстрелян.

Скорее всего уже перед Второй Карабахской войной Азербайджан в общей сложности закупил порядка 3 боекомплектов (около 200 Harop), но возможно, что на цифры в 3-4 боекомплекта (200-300 закупленных) он выйдет только по итогам послевоенного пополнения боекомплекта.

 

Очень сложно оценить реальный расход этих барражирующих боеприпасов. Самая точная цифра, пожалуй, по апрельским боям 2016 года — Азербайджан отчитался о 6 случаях успешного поражения целей, а два сбитых показали армяне, итого 8 штук. По июльским боям 2020 азербайджанской статистики я не знаю, армяне показали обломки трех сбитых. В масштабных учениях 2018 года — не меньше 10 пусков только по видеокадрам.

 

Во Второй Карабахской — порядка 15 Харопов было уничтожено ПВО и РЭБ, включая 2 сбитых Ираном, 1 сбитый ПВО Азербайджана, 2 «замученных» РЭБ и упавших в Грузии. Штук 10 сбили армяне, однако учитывая удручающее состояние их ПВО и ее полное уничтожение к концу войны, вряд ли сбитых Harop было больше 10 % от общего числа примененных. Таким образом я бы оценил масштаб применения Азербайджаном барражирующих боеприпасов IAI Harop в этой войне примерно в 100-150 штук, но это, повторюсь, мои оценочные суждения исходя из возможного боезапаса Азербайджана и ограниченных возможностей мгновенного многократного увеличения производства Харопов в Израиле.

 

Подводя итог боевому применению барражирующих боеприпасов Harop, конечно, нельзя сказать, что они были главным фактором победы Азербайджана в войне с Арменией, но свой существенный вклад в это, Харопы, несомненно, внесли. И вой пикирующего на цель Харопа стал одним из символов войны нового поколения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Израильская атака на Иран
23 января министру обороны Израиля была продемонстрирована, новая модификация дрона-камикадзе Haroop.Была увеличена дальность полета(1000 км +)и установлена антенна спутниковой связи.Дело в том, что дальность применения дронов,ограничивается возможностями наземного пункта управления и редко превышает 300 км.С установкой спутниковой системы управления, дальность действия неограниченна и практически не подвержена влиянию средствам радиоэлектронный борьбы.

Следует заметить что, дрон-камикадзе Haroop является лучшим в своём классе.Блестяще показал себя в нашей 44-й дневной и Апрельской войнах.Считаю что, часть целей в Иране, были атакованы данным дроном.Кстати одним из поражённых целей являлся завод по производству «мопедов» в Исфахане.
На фото, обновлённый Haroop с выпуклой антенной спутниковой связи, в носовой части.

Возможно, это изображение 2 человека, люди стоят и летательный аппарат

Во имя отца, сына и святого уха Андраника! Аминь.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

IAI Harop Drone

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Azərbaycanın olduğu deyilən kamikadze dron - IAI Harop Drone

 

Международное право - это право сильного. И любые толкования насчет справедливости и равноправия - это только бла-бла-бла.(с) Андрей Яшлавский

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 months later...

Израильская компания продемонстрировала новые дроны-камикадзе - ФОТО


Израильская компания продемонстрировала новые дроны-камикадзе

 

UVision, израильский разработчик систем воздушного барражирования, расширяет ассортимент своей продукции. На парижском авиасалоне, состоявшемся на прошлой неделе, компания представила свои новые системы Hero-90, Hero-900 и Hero-1250, а также систему Viper, разработанную SpearUAV.

Как передает Caliber.Az, об этом IsraelDefense сообщило на своей странице в Twitter.

UVision разработала HERO-90 в соответствии с запросами клиентов, которые выразили потребность в промежуточной системе между HERO-30 весом 3,5 кг и HERO-120. Вес его уменьшен вдвое, 9 кг при запуске по сравнению с 18 кг у HERO-120, а характеристики дальности и выносливости немного снижены, соответственно, на 40 км по сравнению с 60 км и 45 минут по сравнению с одним часом.

Что уменьшено, так это боевая часть, которая теперь составляет чуть более 1,5 кг по сравнению с 4,5 кг у HERO-120, но компания настаивает на том, что этого вполне достаточно для нейтрализации основных боевых танков, особенно при поражении их в режиме атаки сверху. По данным UVision, HERO-90 находится на продвинутой стадии разработки, а новый переносной HERO, который можно подготовить к пуску менее чем за две минуты, позволит пехоте нести большее количество боеприпасов за заданное время, его вес 12 кг.

042f2c1379f5c24a41ff38ddadbd835c.jpeg

HERO-1250 имеет дальность полета более 200 км и может летать до 10 часов с 50-килограммовой боеголовкой весом более 155 кг, оснащен дизельным/гибридным двигателем. Для сбора информации во время миссии, также можно установить системы радиоэлектронной борьбы. Легче, 110 кг при старте с 30-килограммовой боеголовкой, HERO-900 имеет дальность полета более 150 км и время полета 6 часов, имеет аналогичную силовую установку и несет только один подвес E/O. Оба запускаются с рампы.

На парижском авиасалоне UVision также представила Viper — систему персонального авиационного вооружения для сухопутных войск, разработанную компанией SpearUAV.

Система «воздушной поддержки» предназначена для пехотинцев, что устраняет необходимость обращаться за какой-либо внешней поддержкой со стороны ВВС или какого-либо специального подразделения. 

6bf01afc568602a1d840b1c23b371073.jpeg

Солдат может легко переносить эту легкую маленькую систему (даже более одной системы). С системой легко работает один пользователь, требующий минимального обучения. Viper может быть запущена сразу из прочной капсулы (пусковой установки). Его система на основе искусственного интеллекта позволяет любому солдату легко управлять им, собирать разведданные и атаковать цели по мере необходимости с помощью усовершенствованных алгоритмов ATR.

Обеспечивая значительное преимущество в воздухе, возможность зависания Viper позволяет вести наблюдение за целями в сложных городских условиях, в которых обычный самолет (с неподвижным крылом) был бы неэффективен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 7 months later...

Повторение - мать учения: Китай представил «дрон-камикадзе» 

На прошедшей в Эр-Рияде в начале февраля оружейной выставке Китай представил барражирующий боеприпас ASN-301, чрезвычайно напоминающий «дрон-камикадзе» Harpy, разработанный в 80-е годы прошлого века израильским концерном «Авиационная промышленность».

Как пишет Israel Defense, ASN-301 весит 35 килограммов. Он несколько компактней израильской разработки и превосходит ее по скорости — 220 км/ч вместо 185. В то же время у китайской разработки меньшая дальность — 288 километров, а не 500, как у Harpy.

ac045a937df504880efadf2d467aa986.jpeg

Автономность АСН-301 ограничена четырьмя часами. Технические исследования АСН-301 раскрывают ее возможности наведения с упором на радиолокационные частоты в диапазоне от 2 до 16 ГГц. Ее головка самонаведения может обнаруживать цели в радиусе 25 км, а система запрограммирована на поражение до восьми объектов. Боевая часть включает в себя 7000 дисперсионных частиц и активируется неконтактным лазерным взрывателем, обеспечивающим радиус действия 20 метров.

Напоминает дрон и иранский «Шахед-136», успешно применяемый российской армией в ходе боевых действий против Украины. Отметим, что на данном этапе Китай отстает в подобных разработках лидеров на рынке БПЛА — Израиля, Ирана и США.

52bbfd6c54fb035a82c3dab275ae8794.jpeg

Китайцы хорошо знакомы с Harpy, который поступил на вооружение Народно-освободительной армии Китая еще в 1994 году. Планировалось, что они будут возвращены на усовершенствования, однако против этого выступили США, и БПЛА были возвращены Китаю в первоначальной комплектации.

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...