Перейти к содержимому

«Заводной апельсин» Стэнли Кубрика


Garlem

Recommended Posts

В чём феномен этого, несомненно, культового фильма? Секрет очень прост: Энтони Бёрджесс явил подросткам того времени простую и понятную им формулу: сленг, на котором говорят герои картины, вперемешку с русскими словечками, пренебрежительность к устаревшим моральным ценностям, беспорядочный секс и, конечно же, насилие. Всё это укладывается в известную формулу — секс, наркотики, рок-н-ролл.

 

Фильм вызвал большой резонанс не только у критиков, но и у широких зрительских масс, выставив на обсуждение множество табуированных вопросов: насилие над личностью, влияние медиа на подсознание масс и многие другие. Это тончайшая кружевная работа режиссёра, операторов, музыкантов, дизайнеров и многих других талантливых людей, принявших своеобразный контркультурный вызов.

Алекс (Малкольм МакДауэлл) — главарь банды, наводящей ужас по ночам на простых обывателей, а днём — обычный подросток со специфическими увлечениями, который больше всего любит классическую музыку.

Малкольм МакДауэлл в роли Алекса.
Малкольм МакДауэлл в роли Алекса. Источник: YouTube

 

Тема насилия, несомненно, преобладает и является ключевой. Режиссёр гротескно обыгрывает её, наделяя возвышенную музыку Бетховена и кинематографические изображения жестокими образами, от которых главный герой ранее получал извращённое удовольствие, а после эксперимента и его превращают в беспомощное существо без права выбора. Искусство становится таким же инструментом насилия, как и любое другое оружие, где форма «ненасилия» мало чем отличается от «обыкновенного насилия». Автор фильма вскрыл актуальный вопрос того времени — каково влияние жестокости в средствах медиа на социум.

Стэнли Кубрик не без иронии срывает маски с иллюзорных и лицемерных отношений между людьми в современном обществе. В фильме нет положительных героев, все лишь прикрываются моральными принципами и «благими намерениями»: полицейские, политики и даже обыватели (родители Алекса) готовы врать сами себе ради личного комфорта или набора политических очков.

 

Главный герой, или, вернее, антигерой, попадает в тюрьму после неудачного ограбления и убийства пожилой богатой дамы. Его подставляют собственные подельники, оставляя в отместку на растерзание полицейским. Они же сводят с ним счёты позже, но уже в полицейской форме, став «нормальными» членами общества, припрятав под мундиром животные инстинкты. Во всех жертвах из прошлого просыпаются эти инстинкты по отношению к Алексу, который, казалось бы, только обрёл свободу, но стал ручным и беспомощным: «Когда человек перестаёт делать выбор, он перестаёт быть человеком». Его выдавили на периферию общества, унизили и «перевоспитали». Где же тогда проходит граница безумия, за которой начинается абсолютный хаос?

Многие ответы кроются в случае из реальной жизни Бёрджесса. В 1944 году, когда он служил в армии на Гибралтаре, четверо американских солдат-дезертиров избили и ограбили его жену, оставшуюся в Лондоне. Она была беременна и потеряла ребёнка. Бёрджесс, автор антиутопии «Заводной апельсин», считал, что последовавшее физическое и психическое нездоровье супруги стало результатом этого нападения.

Кадр из фильма «Заводной апельсин».
Кадр из фильма «Заводной апельсин». Источник: YouTube

 

Детали фильма не менее интересны. Прототипом банды послужили английские тедди-бойс (стиляги 1950-х), одежда которых походила на костюмы эдвардианских времён. Во время поездки в Россию Бёрджесс оказался под большим впечатлением от уличных шаек Ленинграда. Так в тексте появилась смесь русских слов с английским кокни — сленговым языком британского рабочего класса. Например, груди именуются groodies, руки — rookers, человек сокращенно veck, glazzies — глаза. Скульптуры в молочном баре выполнил известный авангардный художник Аллен Джонсон. Этот фильм своими стилистическими визуальными приёмами в дальнейшем вдохновил на творчество многие музыкальные группы, в их числе — Exploited, Sepultura, Би-2.

 

После выхода ленты в прокат начались массовые беспорядки, которые связывают с влиянием картины на неокрепшие молодые умы. Из-за обилия секса и насилия кинолента была запрещена в Великобритании вплоть до 1999 года, но тем не менее номинирована на премию «Оскар» с возрастным рейтингом X. В журнале Time было напечатано: «Ни один фильм за последнее десятилетие не содержит такого изысканного и пугающего пророчества будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе».

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Как Стэнли Кубрик "Заводной апельсин" снимал » BigPicture.ru

 

«Заводной апельсин»

 

https://rezka.ag/films/fiction/3235-zavodnoy-apelsin-1971.html

I'm white nigger © Eminem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

добрый вечер 

1 час назад, Garlem сказал:

Заводной апельсин»

жуткий фильм

 

Бёрджесс считал необходимым запретить показ фильма, чтобы малолетние преступники не стали подражать героям картины.'

 

Бёрджесс    был прав

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 20.12.2023 в 23:56, Веро сказал:

Веро, а вы смотрели "Слово пацана"?

Это я к тому , что его тоже хотят запретить, и интересны ваши впечатления 

 

Норма- это иллюзия. Что норма для паука, хаос для мухи 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В 20.12.2023 в 22:23, Garlem сказал:

В чём феномен этого, несомненно, культового фильма? Секрет очень прост: Энтони Бёрджесс явил подросткам того времени простую и понятную им формулу: сленг, на котором говорят герои картины, вперемешку с русскими словечками, пренебрежительность к устаревшим моральным ценностям, беспорядочный секс и, конечно же, насилие. Всё это укладывается в известную формулу — секс, наркотики, рок-н-ролл.

 

Фильм вызвал большой резонанс не только у критиков, но и у широких зрительских масс, выставив на обсуждение множество табуированных вопросов: насилие над личностью, влияние медиа на подсознание масс и многие другие. Это тончайшая кружевная работа режиссёра, операторов, музыкантов, дизайнеров и многих других талантливых людей, принявших своеобразный контркультурный вызов.

Алекс (Малкольм МакДауэлл) — главарь банды, наводящей ужас по ночам на простых обывателей, а днём — обычный подросток со специфическими увлечениями, который больше всего любит классическую музыку.

Малкольм МакДауэлл в роли Алекса.
Малкольм МакДауэлл в роли Алекса. Источник: YouTube

 

Тема насилия, несомненно, преобладает и является ключевой. Режиссёр гротескно обыгрывает её, наделяя возвышенную музыку Бетховена и кинематографические изображения жестокими образами, от которых главный герой ранее получал извращённое удовольствие, а после эксперимента и его превращают в беспомощное существо без права выбора. Искусство становится таким же инструментом насилия, как и любое другое оружие, где форма «ненасилия» мало чем отличается от «обыкновенного насилия». Автор фильма вскрыл актуальный вопрос того времени — каково влияние жестокости в средствах медиа на социум.

Стэнли Кубрик не без иронии срывает маски с иллюзорных и лицемерных отношений между людьми в современном обществе. В фильме нет положительных героев, все лишь прикрываются моральными принципами и «благими намерениями»: полицейские, политики и даже обыватели (родители Алекса) готовы врать сами себе ради личного комфорта или набора политических очков.

 

Главный герой, или, вернее, антигерой, попадает в тюрьму после неудачного ограбления и убийства пожилой богатой дамы. Его подставляют собственные подельники, оставляя в отместку на растерзание полицейским. Они же сводят с ним счёты позже, но уже в полицейской форме, став «нормальными» членами общества, припрятав под мундиром животные инстинкты. Во всех жертвах из прошлого просыпаются эти инстинкты по отношению к Алексу, который, казалось бы, только обрёл свободу, но стал ручным и беспомощным: «Когда человек перестаёт делать выбор, он перестаёт быть человеком». Его выдавили на периферию общества, унизили и «перевоспитали». Где же тогда проходит граница безумия, за которой начинается абсолютный хаос?

Многие ответы кроются в случае из реальной жизни Бёрджесса. В 1944 году, когда он служил в армии на Гибралтаре, четверо американских солдат-дезертиров избили и ограбили его жену, оставшуюся в Лондоне. Она была беременна и потеряла ребёнка. Бёрджесс, автор антиутопии «Заводной апельсин», считал, что последовавшее физическое и психическое нездоровье супруги стало результатом этого нападения.

Кадр из фильма «Заводной апельсин».
Кадр из фильма «Заводной апельсин». Источник: YouTube

 

Детали фильма не менее интересны. Прототипом банды послужили английские тедди-бойс (стиляги 1950-х), одежда которых походила на костюмы эдвардианских времён. Во время поездки в Россию Бёрджесс оказался под большим впечатлением от уличных шаек Ленинграда. Так в тексте появилась смесь русских слов с английским кокни — сленговым языком британского рабочего класса. Например, груди именуются groodies, руки — rookers, человек сокращенно veck, glazzies — глаза. Скульптуры в молочном баре выполнил известный авангардный художник Аллен Джонсон. Этот фильм своими стилистическими визуальными приёмами в дальнейшем вдохновил на творчество многие музыкальные группы, в их числе — Exploited, Sepultura, Би-2.

 

После выхода ленты в прокат начались массовые беспорядки, которые связывают с влиянием картины на неокрепшие молодые умы. Из-за обилия секса и насилия кинолента была запрещена в Великобритании вплоть до 1999 года, но тем не менее номинирована на премию «Оскар» с возрастным рейтингом X. В журнале Time было напечатано: «Ни один фильм за последнее десятилетие не содержит такого изысканного и пугающего пророчества будущей роли культурных объектов — живописи, архитектуры, скульптуры, музыки — в нашем обществе».

@gasiga, как видите , периодически такого рода фильмы (книги) появлялись и появляются и будут появляться 

  Это я к вашим комментариям про "Слово пацана" 

Заводной апельсин тоже хотели запретить.

Тоже пропагандирует насилии.

Тоже вчерашние "пацаны со двора" ставши на другую сторону ( полицейскими или прилагая полиции) - поступают не менее жестоко .

Такие фильмы пользуются популярностью потому что жестокость была и будет (банд, дворовых пацанов) она щекочет нервы 

      И кто-то  смотря такие фильмы   воспринимает их как "гимн жестокости" , круто и т.д.

     А кто-то просто смотрит  как здорово играют актеры какая отличная режиссура и как жизненно снят фильм, про реальную жизнь

 

Норма- это иллюзия. Что норма для паука, хаос для мухи 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

4 hours ago, aTomnaya said:

@gasiga, как видите , периодически такого рода фильмы (книги) появлялись и появляются и будут появляться 

  Это я к вашим комментариям про "Слово пацана" 

Заводной апельсин тоже хотели запретить.

Тоже пропагандирует насилии.

Тоже вчерашние "пацаны со двора" ставши на другую сторону ( полицейскими или прилагая полиции) - поступают не менее жестоко .

Такие фильмы пользуются популярностью потому что жестокость была и будет (банд, дворовых пацанов) она щекочет нервы 

      И кто-то  смотря такие фильмы   воспринимает их как "гимн жестокости" , круто и т.д.

     А кто-то просто смотрит  как здорово играют актеры какая отличная режиссура и как жизненно снят фильм, про реальную жизнь

 

Конечно будут, но есть еще и уровень и время и возможности. Титаник выставленный напоказ сегодня не привлек бы никакого внимания. Ибо масштабы и возможности другие.

Бригада в 90 была хорошей работой на тот момент, а сегодня он оказался бы слабее ютуб роликов.

Апельсин с его ультранасилием и черным юмором в 70е годы был чем-то новым, а про пацанов сегодня тысячи похожих фильмов.

Игра в кальмара, например, может считаться оригинальной идеей, хотя бы по масштабам.

Всегда есть какой-то один кто вытащил пласт на вид, остальные копируют. Как тот же старший Адидас в концовке превратившийся в Бонни и Клайд с ниоткуда взявшейся медсестрой без всякой сюжетной линии их любви

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Моему покойному мужу нравился фильм Заводной апельсин. В фильме была философия. Спустя много лет, когда уже не стало его на свете,я, пройдя испытания в виде теста на устойчивость, поняла что именно прочувствовал мой муж в этом искусстве, в борьбе и восприятии жестокости, крепость ума и взгляд как бы сверху, с позиции своего превосходства устойчивости и совладания с любым и любой,  с позиции силы умственных способностей воедино с физической раскрепощенностью, уверенностью и такой же могучей силой.

Пусть будет, что будет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Начала искать Слово пацана, а там прервалось,  в нашем регионе запрещено.

Где вы смотрите, на каких сайтах?

Трейлер понравился, реально из жизни. И что такого сверх? Это на фоне нынешней моральной инфантильности кажется чем то невероятным, нормальная жизнь, какая она была. И в других странах есть эта жесть.

 

 

Изменено пользователем Блеск

Пусть будет, что будет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Помню, был случай,давно один пацан якобы обнял другого и поломал ему кость. Так, сильно обнял.

Родители вызвали милицию и того посадили, до выяснения на 15 суток. Тот сидит в тюрьме, пришел его кореш, попросился, говорит, я тоже с ним посижу в камере. Ему разрешили.

Ничего страшного не произошло, вот так бывает.

Пусть будет, что будет!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

11 час назад, aTomnaya сказал:

Веро, а вы смотрели "Слово пацана"?

Это я к тому , что его тоже хотят запретить, и интересны ваши впечатления 

 

привет aTomnaya

почитала описание

и смотреть не буду

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...