Победа Йеттена как конец эры Вилдерса?
Артем Кирпиченок
Согласно предварительным данным, леволиберальная партия «Демократы 66» одержала победу на прошедших в минувшую среду в Нидерландах выборах. Согласно прогнозам, голландские либералы получают как минимум 27 мест в 150-местной Палате представителей – нижней палате парламента. Их основные оппоненты – исламофобская крайне правая Партия свободы Герта Вилдерса – фаворит предыдущей предвыборной гонки, по оценкам экспертов, может получить не более 25 мест.
Эксцентричный лидер Партии свободы был вынужден признать свое поражение, написав в социальных сетях: «Избиратель высказался. Мы надеялись на другой результат, но не пали духом. Мы настроены более решительно, чем когда-либо, и по-прежнему являемся второй, а может быть даже самой крупной, партией в Нидерландах». Учитывая, что правые потеряли минимум 12 мандатов, эту речь можно считать хорошей миной при плохой игре.
Поскольку ни одна из участвовавших в выборах партий не получила абсолютного большинства, предстоящие месяцы голландские политики скорее всего потратят на формирование коалиционного правительства. Наиболее вероятным кандидатом на пост премьер-министра является лидер «Демократов 66» Роб Йеттен.
Этот 38-летний политик имеет все шансы стать самым молодым за всю историю премьером Нидерландов. В 2023 году он возглавил партию «Демократы 66» и быстро вывел ее вперед. Во многом популярность ему принесло участие в модной шоу-викторине De Slimste Mens во время своей предвыборной кампании. Йеттен позиционирует себя центристом-либералом и прогрессивным патриотом. В своей предвыборной кампании он призвал «контролировать приток мигрантов». Пикантной подробностью является и то, что Йеттен относит себя к ЛГБТ-сообществу и живет в паре с аргентинским хоккеистом Николасом Кинаном, участником Олимпийских игр в Токио и Париже. Впрочем, среди голландских политиков такие наклонности уже никого не удивляют.
После победы Йеттен выступил перед ликующей толпой своих сторонников со словами: «Мы добились успеха, миллионы голландцев сделали выбор в пользу позитивных сил и политики, которая смотрит в будущее». Любопытно, что если в последние годы на европейских выборах, как правило, одерживают вверх новые партии, не отягощенные длительной и противоречивой историей, то «Демократы 66» представлены в голландской политике уже 59 лет, но только сейчас смогли стать ведущей политической партией страны, получив 18 дополнительных мест в палате представителей.
Основными обсуждаемыми вопросами в ходе предвыборной кампании в Нидерландах стали проблемы стоимости жилья, иммиграции и преступности, но западные обозреватели считают выборы референдумом о доверии Герту Вилдерсу и его Партии свободы.
В 2023 году он одержал впечатляющую победу, превратив себя и своих сторонников из аутсайдеров в ведущую политическую силу страны. Вилдерс использовал радикальную антиисламскую риторику, призывая запретить миграцию из мусульманских стран, ввести налог на хиджабы и прекратить предоставлять право на убежище.
В июне 2025 года Вилдерс вывел свою партию из правящей коалиции, заявив, что она тормозит реализацию планов по введению «самой строгой миграционной политики в истории страны». Это решение и привело к досрочным выборам. До последнего момента победа Партии свободы казалась неизбежной — ее предрекали как многочисленные опросы общественного мнения, так и наблюдаемая в последние годы в Европе тенденция к усилению поддержки электоратом правых радикалов. Но Вилдерс просчитался. Сейчас, после поражения, лидер Партии свободы заявил журналистам, что не жалеет о своем решении даже несмотря на то, что его партия понесла большие потери.
Эксперт по ультраправому экстремизму из Тюбингенского университета Леони де Йонге отметила, что явная победа не сильно облегчит голландским либералам ближайшее будущее. «Демократы 66» получат право начать формирование правительства, но я все же считаю, что основной посыл выборов заключается в том, что ультраправые не потерпели поражение. Думаю, настоящая проблема заключается в том, чтобы двигаться вперед и формировать правительство в условиях все большей раздробленности голландской политики», — сказала она.
В пятницу Роб Йеттен призвал все основные партии к объединению: «Избиратели ясно дали понять, что им нужно сотрудничество. Мы хотим найти большинство, которое будет активно работать над такими вопросами, как рынок жилья, миграция, климат и экономика».
Формирование правящей коалиции в Нидерландах — сложнейшая задача. Из-за фрагментации политической системы этой страны данный процесс с каждым годом становится все сложнее и дольше. В 2021-м он занял рекордные 299 дней. Это говорит о том, что политикам потребовался почти год, чтобы исполнить волю избирателей. Но результат последней кампании — это еще и фиксация раздробленности Нидерландов. Никогда еще в истории страны победившая партия не получала менее 20% голосов, и создать из крошечных партий стабильную коалицию вряд ли получится.
Выборы в Нидерландах рассматривались как проверка того, смогут ли крайне правые расширить сферу своего влияния, или их популярность в некоторых частях Европы достигла своего пика. Результаты показали, что их привлекательность имеет свои пределы. Это не может не радовать истеблишмент в ЕС. Разногласия между партиями в последней коалиции привели к тому, что Нидерланды, долгое время игравшие заметную роль в Европейском союзе, стали восприниматься как страна, которая не в полной мере взаимодействует с Брюсселем, как это было при многолетнем лидере Марке Рютте, который сейчас является генеральным секретарем НАТО.
Главный экономист аналитического «Центра европейских реформ» Сандер Тордуар заявил, что «Европа не может позволить себе еще одно правительство Нидерландов, которое плывет по течению и не участвует в европейских дебатах». Он также отметил, что Нидерланды — одна из крупнейших и наиболее успешных экономик еврозоны, и если она «продолжит бездействовать, то пострадают единый европейский рынок, оборонные усилия и экономическая безопасность».
Впрочем, и либералам не стоит пребывать в эйфории от своего успеха. Как пишут турецкие издания, «похоже, правые избиратели в Нидерландах наказали правые и ультраправые партии, которые свергли старое правительство, но продемонстрировали неумение работать в коалиции, отдав предпочтение непроверенным ультраправым партиям, таким как JA21 и FVD. Это показывает, что крайне правые не отступили, а, наоборот, разделились на группы и продолжают формировать основную политическую повестку. Как и в остальной Европе, крайне правые в Нидерландах не только удерживают свои позиции, но и втягивают в свою орбиту право- и левоцентристов».