Перейти к содержимому

Предки современных азербайджанцев


Recommended Posts

По фонетическим законам тюркского языка слово алуанк могло иметь варианты алан, албан, алван. Звук к, по-видимому, является частью аффикса принадлежности -ныкы (алуанныкы — ‘люди, принадлежащие к алуанам’). Сильно редуцированное ы почти не слышится, поэтому выпало очень быстро, двойное нн со временем дает одно н, таким образом появляется слово алуанк, где звук к подвергается дальнейшему сокращению. Что касается звука у, то он здесь произносится как w, a w обычно звучит как нуль-звук, или б, или в. Так, из алуау~алwан образовались алан, албан, алван. Все они применялись активно. Вариант албан по-якутски означает ‘изворотливый, миловидный, красивый’. Если это значение сохранилось и в слове алан, то оно подтверждает правильность сообщения Аммиана Марцеллина о том, что “почти все аланы высоки ростом и красивы видом, волосы у них русоватые, взгляд, если не свиреп, то все-таки грозен” [Аммиан Марцеллин, 1908, 241].

Таким образом, аланы на Кавказе, по-видимому, первоначально были известны под этнонимом алуан, который затем получил формы алан, албан, алван.

Обратимся к другому этнониму алан — к этнониму ас с его многочисленными фонетическими вариантами. В древне-тюркских рунических памятниках VIII в. асы зафиксированы как тюркские племена. Они много раз упоминаются рядом с тюрками, киргизами и представлены как ветвь тюрков-тюргешей [Бартольд В.В., 1968, 204] и киргизов в долине реки Чу [Бартольд В.В., 1963, 492]. Восточные историки Х—XI вв., в том числе и М.Кашгарский, сообщают о племени аз кеше ‘люди аз’, которые наряду с аланами и каса (касогами), без сомнения, относятся к тюркским племенам [Бартольд В.В., 1973, 109]. Аль-Бируни как ученый заявляет, что язык у асов и алан напоминает языки хорезмийцев и печенегов [Кляшторный С.Г., 1964, 174—175]. Здесь надо иметь в виду, что хорезмийцам лишь по некоторым словам, сохраненным в арабских источниках, приписан иранский язык подобно тому, как иранисты навязали этот язык и тохарам, и согдийцам, и другим историческим народам. На самом деле хорезмийцы были в основном тюркоязычными и входили в массагетский союз племен, которых древние отождествляли с гуннами. И, по сообщению Аль-Бируни, хорезмский язык был близок печенежскому, который в свою очередь, по сообщению переводчика Иосифа Флавия, напоминал аланский-ясский язык.

Обратимся к русским летописям, в которых говорится, что в 965 году Святослав ходил на Козары (Хазары — М.З.), победил и ясов, и косогов. Здесь есть подтекст, отождествляющий хазар с ясами. Кроме того, ориенталисты, идентифицируя это сообщение с таковым восточного историка Ибн-Хаукаля, утверждают, что здесь речь идет о походе Святослава на Волгу против хазар, булгар, буртасов [Шпилевский С.М., 1887, 103]. Если это так, то выходит, что булгар и буртасов Поволжья называли и ясами. Как пишет С.М.Шпилевский, у русского князя Андрея Боголюбского, жившего в XII в., жена была болгаркой [Шпилевский С.М., 1877, 115]. А историк В.Н.Татищев эту жену князя называет “княжна ясская” и утверждает, что князя А.Боголюбского в 1175 г. убил брат “княжны ясской” (шурин князя) Кючук [Татищев В.Н., 1962, 375]. Кючук — явно тюркское имя. О том, что этноним ас обозначал тюркские племена, говорит и наличие этого слова в составе многих тюркских этнонимов. Так, В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в сочинении VII в. “Бадаи ат-таварих” киргизы называются асами, этноним киргиз, как состоящий из двух слов кырык и ас (‘сорок асов’), связывает с этническим или географическим термином аз, ас или ус [Бартольд В.В., 1963, 485]. Основа ас (яс, аз, ус, уз), по-видимому, имеется в составе этнонимов буртас, (бурта-ас) — ‘лесные асы’ или асы, занимающиеся бортничеством’, язгыр (огузские племена у М.Кашгари), ясыр — туркменские племена [Кононов А.Н., 1958, 92], языги — сарматское племя, огуз ‘белые, благородные узы’, тayлас (таулы ас), т.е. ‘горные асы’, суас ‘водные асы’. Марийцы по своей древней традиции казанских татар называли, часть из них и сейчас называет, суасами. Этноним суас был самоназванием татар [Чернышев Е.И., 1963, 135; Закиев М.З., 1986, 50—54].

Обратим особое внимание на два последних этнонима: таулас и суас. Как в слове тayлас (тулас), которым называли одну из горных областей Хазарии [Бартольд В.В., 1973, 541, 544], а также, по-видимому, и ее население, так и в слове суас корень ас применяется вместе с тюркскими определяющими словами, что лишний раз доказывает тюркоязычность асов.

Пермские татары, предки которых были непосредственно связаны с биарами (билярами) и булгарами, до принятия в то время сословного этнонима татар называли себя остяками, что означает ‘осские (ясские) люди’, ибо остяк происходит от слова остык~ослык. Остяки принимали участие и в формировании башкир, поэтому пермские и западносибирские татары и часть башкир их восточными соседями и сейчас называются остяками~иштяками~уштяками. Татарский историк конца XVIII—начала XIX вв. Ялчигул считал себя болгарлык иштэк. Еще в XVIII в. пермские татары в своих прошениях указывали, что их предки именовались остяками [Рамазанова Д.Б., 1983, 145]. Интересен и тот факт, что древние центры расселения пермских татар, ставшие затем уездными городками, назывались Ос и Кунгур, названия эти совпадают с этнонимами ас и кунгур (т.е. кангыр — печенеги).

Таким образом, слово ас со всеми фонетическими вариантами для обозначения тюркоязычных племен применялось очень широко и параллельно со словом эр (ир-ар). По-видимому, в древности этноним ас как название восточных народов использовался весьма активно и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу богов, в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия [Мифы народов мира, 1980, 120].

----------------------------------------------------------------------------

Как известно, вскоре вся кыпчакская степь переходит в руки монголо-татар. Волжская Булгария, основной состав населения которой назывался ясами, покоряется монголо-татарами в 1236 г., а аланы — ясы Северного Кавказа — в 1238 г.

Таким образом, аланы и свой славный боевой, и политический путь прошли рука об руку со своими тюркоязычными сородичами: гуннами, хазарами, половцами. С XIII в. аланы-ясы перестают быть господствующими среди других тюркоязычных племен. Но это ни в коем случае не означает, что они исчезли физически, они сохранились среди других тюркоязычных племен и постепенно входили в их состав, принимая их этноним. Такой сильный, разбросанный по всей Евразии народ, как аланы-ясы, ни по одному из признаков не может быть отождествлен с ираноязычными осетинами и “по щучьему велению” не мог почти внезапно уменьшиться до параметров осетин Кавказа.

Если бы скифы, сарматы и аланы были осетиноязычными, то они по всей Евразии должны были оставить после себя осетинские топонимы. Их нет, если их искусственно (наукообразно) не создать. Так, по всем признакам аланы были тюркоязычными и принимали участие в образовании многих тюркских народов.

В этом регионе в скифское и сарматское время могли жить одни из предков современных азербайджанцев, называемые алуан (алуанк). Как отмечает Ф.Мамедова, албанское самосознание жителей этих мест зафиксировано в их самоназвании алуанк с I в. до н.э. по VIII в. н.э. в пределах всей Албании, а после “падения Албанского царства, как осколочное явление, и этноним, и албанское самосознание прослеживается в IX—XIX вв. в одной из частей страны — в Гарабахе” [Мамедова Фарида, 1989, 109]. По фонетическим законам тюркского языка слово алуанк могло иметь варианты алан, албан, алван. Звук к, по-видимому, является частью аффикса принадлежности -ныкы (алуанныкы — ‘люди, принадлежащие к алуанам’). Сильно редуцированное ы почти не слышится, поэтому выпало очень быстро, двойное нн со временем дает одно н, таким образом появляется слово алуанк, где звук к подвергается дальнейшему сокращению. Что касается звука у, то он здесь произносится как w, a w обычно звучит как нуль-звук, или б, или в. Так, из алуау~алwан образовались алан, албан, алван. Все они применялись активно. Вариант албан по-якутски означает ‘изворотливый, миловидный, красивый’. Если это значение сохранилось и в слове алан, то оно подтверждает правильность сообщения Аммиана Марцеллина о том, что “почти все аланы высоки ростом и красивы видом, волосы у них русоватые, взгляд, если не свиреп, то все-таки грозен” [Аммиан Марцеллин, 1908, 241].

Таким образом, аланы на Кавказе, по-видимому, первоначально были известны под этнонимом алуан, который затем получил формы алан, албан, алван.

Обратимся к другому этнониму алан — к этнониму ас с его многочисленными фонетическими вариантами. В древне-тюркских рунических памятниках VIII в. асы зафиксированы как тюркские племена. Они много раз упоминаются рядом с тюрками, киргизами и представлены как ветвь тюрков-тюргешей [Бартольд В.В., 1968, 204] и киргизов в долине реки Чу [Бартольд В.В., 1963, 492]. Восточные историки Х—XI вв., в том числе и М.Кашгарский, сообщают о племени аз кеше ‘люди аз’, которые наряду с аланами и каса (касогами), без сомнения, относятся к тюркским племенам [Бартольд В.В., 1973, 109]. Аль-Бируни как ученый заявляет, что язык у асов и алан напоминает языки хорезмийцев и печенегов [Кляшторный С.Г., 1964, 174—175]. Здесь надо иметь в виду, что хорезмийцам лишь по некоторым словам, сохраненным в арабских источниках, приписан иранский язык подобно тому, как иранисты навязали этот язык и тохарам, и согдийцам, и другим историческим народам. На самом деле хорезмийцы были в основном тюркоязычными и входили в массагетский союз племен, которых древние отождествляли с гуннами. И, по сообщению Аль-Бируни, хорезмский язык был близок печенежскому, который в свою очередь, по сообщению переводчика Иосифа Флавия, напоминал аланский-ясский язык.

Обратимся к русским летописям, в которых говорится, что в 965 году Святослав ходил на Козары (Хазары — М.З.), победил и ясов, и косогов. Здесь есть подтекст, отождествляющий хазар с ясами. Кроме того, ориенталисты, идентифицируя это сообщение с таковым восточного историка Ибн-Хаукаля, утверждают, что здесь речь идет о походе Святослава на Волгу против хазар, булгар, буртасов [Шпилевский С.М., 1887, 103]. Если это так, то выходит, что булгар и буртасов Поволжья называли и ясами. Как пишет С.М.Шпилевский, у русского князя Андрея Боголюбского, жившего в XII в., жена была болгаркой [Шпилевский С.М., 1877, 115]. А историк В.Н.Татищев эту жену князя называет “княжна ясская” и утверждает, что князя А.Боголюбского в 1175 г. убил брат “княжны ясской” (шурин князя) Кючук [Татищев В.Н., 1962, 375]. Кючук — явно тюркское имя. О том, что этноним ас обозначал тюркские племена, говорит и наличие этого слова в составе многих тюркских этнонимов. Так, В.Ромадин, готовивший к изданию труды В.В.Бартольда, основываясь на том, что в сочинении VII в. “Бадаи ат-таварих” киргизы называются асами, этноним киргиз, как состоящий из двух слов кырык и ас (‘сорок асов’), связывает с этническим или географическим термином аз, ас или ус [Бартольд В.В., 1963, 485]. Основа ас (яс, аз, ус, уз), по-видимому, имеется в составе этнонимов буртас, (бурта-ас) — ‘лесные асы’ или асы, занимающиеся бортничеством’, язгыр (огузские племена у М.Кашгари), ясыр — туркменские племена [Кононов А.Н., 1958, 92], языги — сарматское племя, огуз ‘белые, благородные узы’, тayлас (таулы ас), т.е. ‘горные асы’, суас ‘водные асы’. Марийцы по своей древней традиции казанских татар называли, часть из них и сейчас называет, суасами. Этноним суас был самоназванием татар [Чернышев Е.И., 1963, 135; Закиев М.З., 1986, 50—54].

Обратим особое внимание на два последних этнонима: таулас и суас. Как в слове тayлас (тулас), которым называли одну из горных областей Хазарии [Бартольд В.В., 1973, 541, 544], а также, по-видимому, и ее население, так и в слове суас корень ас применяется вместе с тюркскими определяющими словами, что лишний раз доказывает тюркоязычность асов.

Таким образом, слово ас со всеми фонетическими вариантами для обозначения тюркоязычных племен применялось очень широко и параллельно со словом эр (ир-ар). По-видимому, в древности этноним ас как название восточных народов использовался весьма активно и у западных народов. Так, в скандинавской мифологии асами называли основную группу богов, в то же время утверждалось, что асы происходят из Азии, намекая на идентичность слов асы и Азия [Мифы народов мира, 1980, 120].

____________________________________

Если объективно суммировать все исторические данные на реальной исторической почве, то нетрудно представить, что гунны (сен или hen) сначала были незаметными тюркоязычными племенами среди тюркоязычных скифов и сарматов. В I в. н.э. они начали давать о себе знать. Греческие историки, отмечая наличие их в Европе, ни словом не обмолвились об их приходе из Азии.

Так, Дионисий (конец I — начало II в.) отмечает, что на Северо-Западной стороне Каспийского моря живут скифы, унны, каспийцы, албанцы, кадусии... [Латышев В.В., 1893, 186]. Как мы не раз доказывали, скифы были в основном тюркоязычными (см. Этнические корни татарского народа, §§ 3-6) унны — это hуны, где звук h выпадает, каспийцы — также тюркоязычные ‘люди скал’ (кас ‘скала’, пи~би-бай ‘богатый хозяин”), албанцы — аланы, кадусии — тюркские узы~усы среди кад ‘скал’.

Птолемей (II в. н.э.) пишет, что в Европейской Сарматии “ниже агафирсов (т.е. акациров~агач эров ‘лесных людей’— М.З.) живут савары (тюркоязычные сувары — М.З.), между вастернами и роксоланами (ураксы аланами, т.е. ‘аланами-земледельцами’ — М.З.) живут хуны” [Латышев В.В., 1883, 231—232].

Филосторгий, живший в конце IV в. (т.е. тогда, когда, по мнению некоторых ученых, гунны переселялись в Восточную Европу), описывая гуннов, ни единым словом не упоминает об их приходе из Азии, а пишет: “Эти унны — вероятно, тот народ, который древние называли неврами; они жили у Рипейских гор, из которых катит свои воды Танаид” [Латышев В.В., 1893, 741].

Зосим (II пол. V в.) предполагает, что хунны — это царские скифы [Там же, 800]. Объективный анализ этнографических данных дает основание утверждать, что царские скифы были предками тюркоязычных народов [Каралькин П.И., 1978, 39—40].

Таким образом, среди племен, называемых скифами и сарматами, в самом начале нашей эры дают о себе знать гунны, которые в ассирийских и других восточных источниках упоминаются среди племен, живших в III тыс. до н.э. В IV в. в борьбе за господство на Северном Кавказе они победили аланскую власть и вместе с ними восстали против колониальной политики Римской империи, сначала в Каппадокии, затем и в западной части этой империи, где появились новые колонизаторы в лице готов. Естественно, ни гунны, ни аланы как народ не переселялись на Запад, как это представляют себе сторонники “великого переселения народов”, все глубже на Запад проникали гунно-аланские войска. Основной состав гуннов и алан остался на своих прежних местах расселения.

В конце IV в. гунны вместе с аланами обрушились на готов, которые хотели обосноваться в Северном Причерноморье. Основной историк гуннов и алан этого периода Аммиан Марцеллин часто отождествлял их, ибо они были этнически очень близкими. “Аммиан Марцеллин не только подчеркивал, что именно содействие алан помогло гуннам, но и самих нападавших нередко называл аланами” [Виноградов В.Б., 1974, ИЗ].

После смерти Аттилы (453 г.) гуннский союз постепенно распался, и гунны как господствующая сила больше не появляются, они растворяются среди тюркоязычных алан и хазар, но при этом сохраняют и свой племенной этноним hун (сен).

В Галлии аланы входят в тесный контакт с вандалами (восточными германцами), вместе они опустошили Галлию и в 409 году поселились в Испании, аланам досталась средняя часть Лузитании (позднее — Португалии) и Картахена. Однако в 416 году вестготы вступили в Испанию, аланы были ими разгромлены. В мае 429 г. вандальский король Гейзерих вместе с подчиненными ему аланами переправился в Африку, там, разгромив римские войска, создал свое новое государство вандалов и алан. В итоге аланские войска растворяются среди вандалов и местных народов. Но в Северном Причерноморье, на Кавказе гунны и аланы продолжают тесно сотрудничать.

После распада гуннской империи, в период безвластия различные племена и народности пытаются стать господствующими, поэтому в византийских источниках часто фигурируют их этнонимы: акациры, барсилы, сарагуры, савиры, авары, утигуры, кутригуры, болгары, хазары. Все эти этнонимы принадлежат тюркским племенам. Барсилы — это жители Берселии (Берзилии), которая во многих источниках считается страной алан. Здесь есть явное отождествление алан с барсилами~берсулами, считавшимися родственными хазарам [Чичуров И.С., 1980, 117]. Больше того, из Берзилии же вышли и хазары. Так, Феофан в 679—680 годах пишет: “Из глубин Берзилии, первой Сарматии, вышел великий народ хазары и стал господствовать на всей земле по ту сторону вплоть до Понтийского моря” [Чичуров И.С.., 1980, 61].

С V в. среди кавказских аланских, т.е. многочисленных тюркских, племен начинают давать о себе знать и другие племена: хазары, булгары, кыпчаки и т.д. После блестящего выступления тюркских племен во главе с гуннами против колониальной политики готов и римлян гунны перестают быть господствующими, их место занимают аланы и хазары, которые соперничают на политической арене до Х в. “С V в. возрастает натиск хазарского каганата, установившего затем контроль над аланами” [Виноградов В.Б., 1974, 118]. В VIII в. во время аланской экспансии аланы еще раз доказывают, что они сторонники хазар. “В Х в. наметился перелом. Теперь уже хазары вынуждены были оценить своих бывших вассалов следующими словами: “Царство алан сильнее и крепче всех народов вокруг нас” [Виноградов В.Б., 1974, 118—119].

В XI в. на Северном Кавказе начинают возвышаться другие племена — половцы (кыпчаки), которые сразу же сближаются с аланами, и между ними устанавливается мир и любовь [Джанашвили М., 1897, 36]. В этом регионе аланы вместе с половцами принимают христианство.

Аланы и половцы в 1222 году вместе выступают против монголо-татар. Видя, что они вместе представляют непреодолимую силу, монголо-татары пошли на хитрость. “Видя опасность, военачальник Чингисханов... отправил дары к половцам и велел сказать им, что они, будучи единоплеменниками монголов, не должны восставать против своих братьев и дружиться с аланами, которые совсем иного рода” [Карамзин Н.М., 1988, 142]. Здесь монголо-татары учли, по-видимому, то обстоятельство, что в составе их войска к этому времени преобладали кыпчакоязычные тюрки Средней Азии, поэтому они обращались к кыпчакам как к единоплеменникам, а аланы Кавказа были частично кыпчаками (предки карачаево-балкарцев), а частично огузами (предки азербайджанцев — жителей Кавказской Албании — Алании).

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Материалы отсюда:

Аммиан Марцеллин. История. — Киев. — 1908. — Вып. 3.

Бартольд В. В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Т. II, Ч. I. — М., 1963.

Бартольд В. В. История турецко-монгольских народов // Соч. Т. V. — М., 1968.

Бартольд В.В. Введение к изданию “Худуд ал-алм” // Соч. Т. VIII. — М., 1973.

Бартольд В.В. География Ибн Саида // Соч. Т. VIII. — М., 1973.

Виноградов В.Б. Аланы в Европе // Вопросы истории. — 1974. — № 8.

Гумилев Л.Н. Гунны // БСЭ. 3-е изд. — Т. 7. .

Алтая и Западной Сибири. — Новосибирск, 1978.

Карамзин Н.М. История государства Российского. — М., 1988.

Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники. — М., 1964.

Кузнецов В.А. Аланы // БСЭ. — 3-е изд. — Т. 1.

Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. — Черкесск, 1993.

Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. — СПб., 1893. — Т. 1.

Мамедова Фарида. К вопросу об албанском (Кавказском) этносе // Известия АН Азерб. ССР. Серия истории, филосоии и права. — Баку, 1989. — № 3.

Мещерский Н.А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерусском переводе. — М.—Л., 1958.

Мизиев И.М. История рядом. — Нальчик, 1990.

Мизиев И.М. Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа. — Нальчик, 1986.

Материалы по археологии Кавказа. — М., 1893 — Вып. 3.

Погребова М.Н. Памятники скифской культуры в Закавказье // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. — М., 1981.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

:gizildish::luv:

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

спасибо Лара.

Остается только надеятся что до тугодумов это наконец то дойдет.

напрасно надеетесь. Вернее дойдет, но если будет положительный результат то к черту все вековые потуги, следовательно не поможет. Щас Элен появится и пойдут такие высокоинтелектуальные посты, что даже академику манданяну не снилось, а потом Куртизанка придет и начнет играть в толерантную азербайджанку, а потом ей Албанс вторить будет и Лев Одинокий извергать желчь по форуму.....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

а потом Куртизанка придет и начнет играть в толерантную азербайджанку, а потом ей Албанс вторить будет .....

Не будет..могли бы заметить, атилла, что я не лезу в области, в которых не разбираюсь-в чатности в тюркологию.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

ПИСЬМЕННОСТЬ В ДРЕВНОЙ АЗИИ

Предлагаем Вашему вниманию поистине титанический труд великого немецкого мыслителя Иоганна Готфрида Гердера (1744-1803) - "Идеи к философии истории человечества", точнее, лишь крохотный фрагмент огромного фолианта. Это третья глава из книги десятой "Развитие культуры и истории дает фактические доказательства, подтверждающие, что человеческий род возник в Азии". Почему мы выбрали, именно этот фрагмент? Дело в том, что в десятой книге "Идей" Гердер впервые ставит вопрос о преемственности в развитии культуры.

---------------------------------------------------------------------------------------------

Откуда взялись народы Европы? Из Азии. О большинстве европейских народов это можно утверждать с полной достоверностью. Происхождение лапландцев, финнов, германцев и готов, галлов, славян, кельтов, кимвров, и других народов нам известно. Отчасти на основании их языков или отрывочных свидетельств языка, отчасти — на основании исторических сообщений об их прежнем местонахождении мы можем проследить пути их издалека, от берегов Черного моря и даже из глубин Татарии (ред. - Центральная Азия), в которой сохранились еще мелкие группы, говорящие на этих языках.

Языки народов говорят нам гораздо больше, чем их органическое строение; а где на целом свете наиболее древние, с давних пор культурные языки? В Азии. Если хотите посмотреть на чудо, на то, как на протяжении тысяч миль вдоль и поперек все говорят исключительно односложными словами, - взгляните на Азию. На всем этом пространстве люди говорят только односложными словами, которые не склоняются и не спрягаются. Быть может, давнее правило культуры языка и письменности удержало их в таком состоянии, потому что в Азии все самые древние установления не претерпели, можно сказать, никаких изменений. А если вы хотите посмотреть на языки, все огромное, почти уже чрезмерное богатство которых сводится к весьма немногим корням, на языки, которые со странной правильностью, с почти ребяческим механизмом, когда путем незначительного изменения корневого слога можно получить новое понятие, сочетают многообразие и изящество, приятность, тогда обратите свой взгляд к южной Азии, к странам от Индии до Сирии, Аравии и Эфиопии. В бенгальском языке семьсот корней, это как бы первоначальные элементы разума, из которых образуются в этом языке и глаголы, и существительные, и все остальные части речи... В развитом арабском языке все безмерное богатство понятий сводится к немногим корням, так что жалкий характер большинства европейских языков с их ненужными связками и скучными окончаниями, где заплата сидит на заплате, никогда не сказывается так, как при сравнении их с языками, на которых говорит Азия. Поэтому же, чем древнее азиатский язык, тем труднее научиться говорить на нем европейцу, ему приходится отбросить все бесполезное богатство своего наречия, и он оказывается как бы перед тонко продуманной и управляемой неприметным правилом иероглифической системой незримых мыслей. Самый верный знак культуры языка - это письменность; чем древнее, искуснее, продуманнее письменность, тем более культурным был язык. Но ни одна европейская нация, за исключением одних только скифов, тоже азиатского народа, не может похвастаться собственным алфавитом; в этом отношении европейцы настоящие варвары, и место их - подле негров и американских племен. Только Азии была известна письменность, причем уже в древнейшие времена. Первая культурная нация Европы - греки - приняла свой алфавит из рук восточного человека, а что все известные в Европе написания букв представляют собой измененные начертания греческих букв показывают таблицы Бюттнера. Древнейшая буквенная письменность египтян, которую находят на мумиях, - финикийского происхождения, а коптский алфавит - искаженный греческий (кстати, письменность древних тюрков - предков нынешних турков, казахов, узбеков, азербайджанцев и других возникла еще в 4-6 веках нашей эры). У негров и американцев не приходится думать об особенном алфавите, потому что мексиканцы не поднялись над уровнем простейших иероглифов, а перуанцы - над веревками с завязанными на них узелками. Азия же, напротив того, исчерпала до дна возможности буквенного и иероглифического письма, так что среди начертаний букв, известных в Азии, найдутся по-видимому, все возможные, какими только можно запечатлеть человеческие речи и слова...

Перейдем теперь от орудия культуры к самой культуре; могла ли она возникнуть раньше, чем возникла в Азии? Отсюда она известными путями распространилась во все стороны. Одним из первых шагов человека к культуре было, приручение животных, а власть человека над животными в этой части света столь древняя, что пережила все катастрофы истории... Самые полезные виды домашних животных, какие есть у нас, - овца, собака, коза - как бы возникли путем приручения и; представляют собой новые породы, выведенные искусством азиатских народов.

С обработкой земли, с выращиванием растений все обстояло точно так же, как и с животными; еще в довольно поздние времена значительная часть Европы продолжала оставаться лесом, а жители ее должны были питаться. корнями и дикими травами, желудями и лесными яблоками, если бы им пришло на ум кормиться растительной пищей. Во многих областях Азии, о которых идет у нас речь, зерно растет само собой, а возделывание почвы существует с незапамятных времен. Самые прекрасные фруктовые деревья на Земле переселились из Азии в Грецию и Африку, а оттуда распространились и дальше - это виноград и маслина, апельсины и финиковые пальмы, мандарины и все европейские фруктовые деревья, каштаны, миндаль, орех и т. д.; некоторые другие растения подарила нам Америка, и мы даже точно знаем об очень многих из этих растений...

Люди впервые стали заниматься науками и художествами в Азии и в Египте, граничащем с Азией, не приходится долго доказывать это, потому что красноречиво говорят о том памятники культуры и история народов... Полезные и изящные искусства очень рано появились в этой части света, повсюду, конечно, в согласии с азиатским вкусом, что подтверждают руины Персеполиса и индийских храмов, египетские пирамиды и другие сооружения, от которых сохранились развалины или устные предания; почти все эти памятники созданы задолго до возникновения европейской культуры...

Возвышенная поэзия некоторых народов южной Азии известна всему свету, и чем древнее она, тем более отмечена достоинством и простотой. заслуживающей того, чтобы называть ее божественной. Есть ли такая остроумная, проницательная мысль, есть ли даже такая поэтическая гипотеза, которая пришла бы в голову позднего западного человека, чтобы не обреталась она в зародыше в изречениях и словах раннего восточного человека, если хотя бы малейший повод был в окружающем мире, который способен был породить подобную гипотезу? И торговля в Азии началась раньше, чем где-либо. и важнейшие открытия и изобретения тоже принадлежат Азии. Из Азии идет астрономия и летоисчисление, и найдется ли такой человек, который бы не подивился тому, как рано и как широко распространились среди древнейших народов Азии известные астрономические наблюдения, приемы, системы. отсчета, - все это совершенно несомненно...

И если, наконец, самое трудное искусство, которому выучивается культура, - это искусство управления государством; где, скажем мы, впервые появились самые обширные монархии? Где прочнее всего царства земные? Китай тысячелетиями придерживается одного и того же строя, и хотя этот мирный народ не раз наводняли татарские орды, побежденные всякий раз укрощали победителей и приковывали их к цепям своего древнего государственного строя. Какая европейская форма правления может похвастаться этим?

На берегах Тигра и. Евфрата, на Ниле, в горах Мидии уже в самые древние времена культурные народы, воинственные и мирные монархии вмешиваются в жизнь западных наций, а на татарских нагорьях не знающая узды вольная жизнь и деспотия ханов сплелись в единое целое, послужившее основой многих европейских форм правления...

Все легенды европейцев и африканцев. а тем более легенды народов Америки и западных островов Южного моря, - всего лишь отрывки недавно выдуманных и уже позабытых сказок в сравнении с гигантским зданием древних. космогонических систем - Индии, Тибета, древней Халдеи... бессвязные звуки, донесенные заблудившейся Эхо, - и голос изначального мира Азии корни которого, уходят в сказание и мифы.

(с)

Изменено пользователем Lara.de
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А здесь книги, посвященные "азербайджанцам албанского происхождения" - удинам:

1. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. - VII в. н. э.

2. К. В. Тревер. К вопросу о культуре Кавказской Албании.

3. АРАБСКИЕ ИСТОЧНИКИ О НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И НАСЕЛЕНИИ КАВКАЗСКОЙ АЛБАНИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ

4. И. В. Кузнецов. Заметки к изучению агванского (кавказско-албанского) письма

5. Удинский язык. Введение.

6. А. М. Дирр. Грамматика удинского языка.

7. Удинский текст "Царь и пастух" с переводом.

8. В. Л. Гукасян. Удинский язык и его словарь.

9. В. Л. Гукасян. О построении словаря.

10. Ю. А. Айдынов, Ж. А. Кочарлы. Программа удинского языка

11. В. Н. Панчвидзе, Е. Ф. Джейранишвили. Удинский язык

12. Библиография.

13. Список сокращений.

14. Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк. Ереван, 1984

15. W. Schulze. Udi Texts

16. W. Schulze. Functional Grammar Of Udi Language

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Действительно МОЛОДЕЦ!

надо иметь большую любовь к своему народу что бы отыскать материалы и сделать такой даклад!

P.S пусть некоторые так называемы Азербайджанки берут с вас пример!

Снимаю щляпу перед вами!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

КАВКАЗСКАЯ АЛБАНИЯ

Албанское государство (IV в. до н.э. - VIII.н.э.), существовавшее 1000 лет приблизительно в одних и тех же пределах, от реки Аракс на юге до отрогов Большого Кавказского хребта на севере, сыграло важную роль и в истории кавказских народов и в истории азербайджанского народа. Исторически сложилось так, что именно азербайджанский народ является одним из основных наследников историко-культурного наследия исторической Албании. Албания – самое первое государство на территории северного исторического Азербайджана. Географическое положение Албании и ее соседей, а также сложившаяся внешне- и внутриполитическая ситуация, способствовали стабильной безопасности албанских границ. В античный период, за исключением Албании, весь Кавказ был приведен в подчинение Риму. В силу стратегического положения (наличие проходов в горах Северного Кавказа, через которые постоянно просачивались кочевники – степняки, представляющие угрозу Риму-Византии и Ирану) Албания сохранила государственность и суверенитет дольше всех своих соседей. По политической структуре это было раннефеодальное централизованное государство, управляемое албанскими царями (до I в.н.э. - местными, а в I-VI вв. - албанскими Аршакидами) и сменившими их великими князьями – Михранидами (630-705 гг.).

Албанские цари и великие князья правили страной и фактически и юридически: существовало право наследования политической власти, была преемственность и непрерывность правителей страны, которые вели независимую от соседей политику, что в корне отличало их статус от номинального положения армянских царей. Албанское государство чеканило собственную монету, располагало большой, по тем временам, армией, которая еще в I в. до н.э. насчитывала 60 тысяч пехотинцев и 20 тысяч всадников. В стране существовала хорошо разработанная правовая система, регулирующая все стороны общественной жизни и отношения сословий; были светские законы, издаваемые царем, а также церковные каноны, регулируемые Албанской церковью и духовенством. Царь возглавлял законодательный и совещательный орган светской и духовной власти, был главнокомандующим всеми военными силами страны.

Политическая структура Албании была выражением ее социально-экономической структуры. Это было феодальное общество со всеми свойственными ему институтами, разработанной фискальной системой (многочисленные регламентированные светские и церковные подати). Вся внутренняя политика албанских правителей была направлена на становление христианства как идеологической основы албанского общества. Учитывая важную роль в деле сохранения политического суверенитета страны и самостоятельности албанской церкви, которая противостояла бы чуждым религиозно-политическим влияниям и ассимиляторской политике двух империй - Византии и Персии, Албанские Аршакиды стремились упрочить идеологические позиции церкви и укрепить ее экономически. С этой целью в V веке был создан Агуэнский собор. Марзбанский режим (наместничество), установившийся в стране после упразднения царской власти, как удалось выявить, был кратковременным, в отличие от Армении и Иберии – с 463 по 487/488 гг., а также с 510 по 629 г. Политическую судьбу Албании, идеологические позиции албанской церкви накануне и в период правления великих князей Михранидов рассматривают на фоне взаимоотношений двух империй - Персии и Византии, их политического и идеологического соперничества. В тяжелых и сложных условиях внешнеполитических событий – нашествий хазар, персидско-византийских, арабо-персидских, арабо-византийских войн, когда Албания становилась ареной военных действий, Михраниды, благодаря мудрой и гибкой политике сумели сохранить на вассальных началах политическую самостоятельность страны. В этом плане особо следует отметить правление великого князя Джаваншира, видного полководца, мудрого политика, тонкого дипломата и крупного государственного деятеля середины VII века.

Христианство Албании прошло два этапа: апостольский (сирофильский) и грекофильский. В первый период христианство проповедовалось на сирийском-арамейском языке. Этот период связан как с деятельностью апостолов и их учеников, так и с деятельностью сирийских миссионеров I-II веков. Второй период (грекофильский), когда христианство становится государственной религией, является общим для стран Закавказья. Грекофильский период был кратковременным, после чего албанская церковь становится на путь национального развития, с чем связано и развитие албанской литературы. На сегодняшний день уже не вызывает сомнений, что апостольская албанская церковь самая древняя на Кавказе и одна из ранних во всем христианском мире. Путь ее развития был несколько иной, чем в Армении. Выявлено, что истоки албанской церкви (так же как и грузинской), связаны непосредственно с иерусалимской церковью, иерусалимским патриархатом, в то время как истоки армянской церкви восходят к церквям эллинской Осроены и эллинской Каппадокии. Образование раннехристианской общины в Албании связано с именами апостолов Фаддея, Елисея, Варфоломея. Выяснена и уточнена официальная дата объявления христианства государственной религией Албании – 313 год, т.е. время синхронное для христианского среднеземноморского мира. Албания в V-VI века оказалась втянутой в догматическую борьбу (борьбу монофизитов с диофизитами), распиравшую христианское Среднеземноморье. Падение политического влияния Сасанидов в Закавказье сопровождалось и крушением церковной гегемонии монофизитов. В конце VI - начале VII веков, в связи с усилением в Закавказье политического влияния Византии, албанская церковь, совместно с грузинской, приняла диофизитство.

После завоевания Закавказья арабами халифат, в отношении христианского населения, последовательно проводил политику Сасанидов. Понимая стратегическое значение Албании в частности, и стран Закавказья вообще, как плацдарма для борьбы с Византией, халифат проводил политику отторжения от Византии закавказских стран, политику идеологического разобщения. В противовес диофизитству Византии халифат поддержал монофизитское направление среди христиан Закавказья. Насаждая Ислам и поддерживая христианство (монофизитство) в странах Закавказья халифат, в то же время, проводил политику идеологического разобщения закавказских народов. В силу непосредственной близости исторических грузинских земель к Византии, халифату не удалось отторгнуть области Грузии от политического и идеологического единства с Византией – диофизитства. Идеологического единства Албании с Византией халифат допустить не мог. В силу указанных причин, пытаясь координировать действия подвластного им христианского населения и церкви, арабский халифат, при содействии армянской церкви, сделал албанскую церковь монофизитской и подчинил ее иерархически монофизитской армянской церкви (705 г.). Но это было кратковременное явление, с ослаблением арабского господства на Кавказе, с образованием в конце VIII - IX веков государств на территории исторического Азербайджана, албанская церковь вновь стала автокефальной (самостоятельной) вплоть до 1836 года. Население Албании составляли албаны и тюркские племена, компактно проживавшие во всех албанских областях, и ираноязычные племена. Албанская этническая общность образовалась в результате консолидации (слияния) нескольких близких по языку и культуре племен, родственных в генетическом отношении. Число упоминаемых Страбоном 26-ти племен, относящихся к задолго до страбоновскому периоду, к началу первых веков сильно сократилось. Этими племенами были албаны, гелы, леги, утии, гаргары, чилби, сильвы, лпины, цоды, каспии – автохтоны (коренное население) кавказского происхождения, которые жили на берегах реки Куры. Образованию албанской этнической общности способствовали следующие факторы:

1) территориальное и государственное единство, которое прослеживается в Албании в пределах всей страны с III в. до н.э. по VIII в. н.э. (период правления местных царей, албанских Аршакидов и сменивших их великих князей Михранидов), с IX по XIV вв. – в Гарабахе и Сюнике, политико-административных единицах (правление Саака–Севады, Сенекерима, Гасан Джалала), а с ХV по XIX вв. это можно проследить в образовавшихся Карабахских меликствах;

2) албанское самосознание, зафиксированное в самоназвании - этнониме алуанк-албаны прослеживается приблизительно с I в. до н.э. по VIII в. н.э. в пределах всей страны, а после падения Албанского царства сам этноним и албанское самосознание прослеживается в IХ-ХIХ вв, в одной из частей страны – Гарабахе. Антитеза "мы" - "они" существует четко до XIX в.

3) Одним из этнических компонентов является единство культуры, включая религию и язык.

Албанское конфессиональное единство существовало с IV по XIX век, общеорганизующей и консолидирующей силой его была Албанская автокефальная церковь и албанское патриаршество. В 1836 году была упразднена самостоятельность Албанской церкви. Археологическая Ялойлутепинская культура и культура кувшинных погребений свидетельствует о культурном единстве албанцев. Языковая общность непременно присуща этносу в процессе его становления, когда он пользуется одним языком. Широко распространенным для всей Албании (I-VII вв.) языком межплеменного общения был албанский язык, который относится к северо-восточно-кавказской (нахско-дагестанской) языковой группе. О наличии албанского языка и албанской письменности сообщают Страбон, Ипполит Римский, Моисей Каланкатуйский, Корюн, Себеос, Хоренаци, “Книга писем”, Захарий Ритор, Этум, арабские авторы... Возрастанию этнической роли языка способствует закрепление языка в письменности. Албанские письмена были составлены на основе гаргарского говора, богатого гортанно-горловыми звуками (Каланкатуйский П., Хоренаци, Ш, 54; 3; Корюн) и состояли из 52 фонем, особенно богатых свистящими и шипящими звуками. Вопрос о письменности и литературе на родном албанском языке стал объективной исторический необходимостью. К созданию своей литературы Албания была подготовлена всеми условиями жизни – социально-экономическими, политическими... На албанский язык переводят Библию и другую богословскую литературу (Корюн, Гевонд), а также создается местная албанская историко-литературная традиция, время становления которой датируют VII-XII веком. Албанская местная историко-литературная традиция стала складываться с VII века – "История албан" Моисея Каланкатуйского (VII-VII вв.), элегия албанского поэта Давтака (VII в.), "Албанская хроника" и "Судебник" Мхитара Гоша (XII-XIII вв.), "История Киракоса Гандзакеци" (XIII в.), "Краткая история албан" Есаи Гасан Джалала... До ХII века албанская литература создавалась на албанском языке, с ХII века на армянском, хотя по духу целиком и полностью оставалась албанской. Но албанским письмом еще пользовались в ХIII веке, о чем свидетельствует историк XIII века Этум ("Гайтон"). Науке известно несколько рукописей представляющих собой перевод с албанского на армянский язык. Известный кавказовед Алексидзе выявил на Синае албанские рукописи, над чтением и дешифровкой которых успешно работает. Язык не был единственным показателем этноса, "хотя языковая общность непременно присуща каждому этносу и каждый этнос в процессе становления обычно пользуется одним языком, однако совсем не обязательно, чтобы на протяжении всего своего дальнейшего существования он обслуживался только этим языком". Конечной стадией процесса ассимиляции, культурной адаптации этноса является потеря самосознания, изменение этнического самосознания. А это произошло с албанами значительно позже. Что же стало с албанским этносом? После распада албанского царства (705 г.) албаны, составлявшие политическую доминанту в период существования царства, подверглись длительному процессу деэтнизации. Часть их, проживавшая в равнинных областях, приняв Ислам подверглась ассимиляции со стороны тюркоязычных племен, компактно живших во многих областях Албании и ряды которых постоянно пополнялись и обновлялись тюркоязычными напластованиями. Часть албан, живших в горных и предгорных районах страны (туда арабы не шли), пыталась противостоять Исламу и сохранить свою самобытность. Это осколочное албанское население сумело создать с IX по XIX век в районах Малого Кавказа, в Карабахе – Гарабахе, албанские политические образования (царства, княжества-меликства), которые всегда были в составе всех государственных образований Азербайджана, составляя их неотъемлемую часть. Эти албаны, пытаясь противостоять Исламу, придерживались христианства либо православного (диофизитского толка), что неминуемо сближало их культурно-идеологически с грузинской церковью и грузинами, либо монофизитского направления, что сближало их с армянской церковью и армянами.

Следует напомнить, что монофизитство было исповеданием всех христиан Малой Азии, не только армян. Армян отличало от всех христиан и монофизитов их григорианство. Если бы в христианстве было третье направление, то албаны, исповедуя его, могли бы сохраниться. Будучи единоверцами с армянами сближение с армянской церковью не страшило и не пугало албан. Ибо, в отличие от албан, армяне давно растеряли свою историческую родину, свои земли на территории далеко от Кавказа, в Малой Азии, лишились с IX века своего государства и лишь с XV века часть армян сконцентрировалась вокруг Эривана, вокруг Эчмиадзинской церкви. Россия была очень заинтересована в армянизации албанского населения. Вначале русская политика предусматривала создание на Кавказе трех христианских государств под прямым протекторатом России – Грузинского, которое было, возрожденного Албанского царства в пределах Азербайджана и никогда не существовавшей на Кавказе Армянской области. И при Петре I и при Екатерине II была поставлена задача создания из Азербайджана нового владения под протекторатом России под древним названием Албания. С этой целью крепли связи карабахских меликств с Россией. В проекте Потемкина по этому поводу сказано: "…воспользуясь персидскими неустройствами занять Баку, Дербент и другие земли, присоединить Гилян, захваченную территорию назвать Албанией будущего наследия великого князя Константина Павловича". В проекте Потемкина также сказано: "…начать к составлению области или царства Албанского, сделано было ясное постановление…" Но после Туркменчайского договора (1828 г.), пытаясь укрепиться как на Кавказе, так и в Турции с помощью армян, пересмотрев свой план, российская политика пытается создать на Кавказе два христианских государства – грузинское и, с помощью армянизации албан, армянское, т.е. албанское культурное наследие представить в качестве армянского и "возродить" в лице Албанского государства и албан восточные пределы исторической родины армян – "Великой Армении". С этой целью была упразднена и подчинена Эчмиадзину Албанская патриаршая автокефальная церковь, а земли проживания албан – Карабах, Зангезур - были усиленно заселены армянскими переселенцами из Персии и Турции.

И, тем не менее, не все албаны были диэтнизированы. Часть их - удины, прямые потомки албан, сохранились до нынешнего времени. После упразднения Албанской церкви и превращения ее в епископство Эчмиадзинской церкви албаны юридически стали считаться по религии григорианами и писаться армянами. Но процесс этот был нелегким и вызывавшим возражения. Интересен документ из Русского Синода, где говорится об албанце, добивавшемся разрешения на изменение вероисповедания, чтобы ему разрешили принять лютерантсво, ибо по причине исповедания григорианства его считают армянином (документ 1908 г.). Область Карабах была усиленно заселена армянами из Персии и Турции (с 1823 г.). Часть прямых потомков албан - удины переехали в нынешние Габалинский и Огузский районы Азербайджана и сумели противостоять процессу григоринизации и армянизации, что объясняется, помимо прочих причин, прежде всего тем, что область их проживания была далека от армянской. Тем не менее, попытка их ассимиляции осуществлялась Эчмиадзинской церковью, которая запретила удинам после 1836 года посещать Албанские церкви (церковь- монастырь имени Апостола Егише, первого албанского апостола, просветителя I-II вв., который удинами Габалинского района именовался также "Кала Гергец" – Большой молебный дом). Для удин Эчмиадзином была построена специальная армянская церковь. Но удины перестали посещать как албанскую церковь апостола Егише, так и армянскую.

Чтобы не григоринизироваться и сохранить свою самобытность, удины обогатили христианство адептами язычества и Ислама, создали религию синкретического единства первобытно-религиозных, языческих представлений с христианством и, отчасти, с Исламом. Церемония праздников представляла собой смешение удинского язычества и христианского культа, истоки которых восходят к древнеалбанским, и которые легко прослеживаются. Так в день "черного праздника" удины несут на кладбище долю покойника, что восходит к албанскому ритуалу выделения доли покойника – "подати за упокой души", которая еще с V века вносилась в церковь. Но за непосещением церкви современные удины вносят ее на кладбище и раздают прохожим. Удинские сказки, фольклор, отличающиеся краткостью и богатством содержания, сохранили как предания, восходящие к древнеалбанскому обществу, так и азербайджанские сказки. У удин сохранилось предание о древнеалбанской храброй христианской святой - княжне Тагухи, культ которой почитался в Албании в IV-V веках и в агиографической христианской литературе. Культ албанской Тагухи почитался на уровне армянских и грузинских святынь - Рипсимэ и Гайанэ. С целью армянизации удин в местах их проживания в 1854 году были открыты армянские школы, которые функционировали до 1937 года. В 1931-1933 годах там было решено ввести обучение на русском и удинском языках. Однако с 1937 года удины перестали обучаться на родном языке в связи с тем, что язык их не выходил за пределы мест их проживания. С 1938 по 1951 года удины обучались на азербайджанском языке, а с 1952 – на азербайджанском и русском. В Грузии, в Октомбери обучение всегда велось на грузинском языке . Так, на протяжении веков, удины сумели сохранить свою самобытность, культуру, язык, религию, самосознание, этноним (самоназвание). Роль удин подобна роли кельтов в жизни и формировании англосакской и французской наций. Удины, в отличие от армян, являются автохтонами, язык их относится к нахско-дагестанской языковой семье (армянский – к индо-европейской), алфавит удин состоит из 52 фонем, как и у албан (у армян из 36 букв). Армяне так и не сумели их григоринизировать. Удины - прямые потомки албан которые, в свою очередь, являются одним из предков азербайджанского народа.

(с)Фарида Мамедова (профессор, доктор наук)

Изменено пользователем Lara.de
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Каждый азербайджанец должен иметь представление о том, что на просторах Азии и Европы некогда существовала Тюркская Империя, можно даже сказать, Великая Тюркская Империя, не только не уступающая, но кое в чем даже превосходящая эти государства древнего мира. Земли этой империи охватывали огромную территорию, а власть не знала границ. Границы этого великого государства на востоке простирались почти до Желтого моря, на западе почти до реки Данапры (Днепра), на севере чуть не доходили до Ледовитого моря (Северного Ледовитого Океана), на юге до предгорий Тюпюта (Тибета). В это государство входили вся Манчжурия, Внешняя и Внутренняя Монголия, западная часть долины реки Хуанхэ, Восточный Туркестан (теперь Сицян-Уйгурия), Восточная и Западная Сибирь, Алтай, Средняя Азия, Казахстан, Средняя и Нижняя Волга, Северный Кавказ, Придонье, Приднепрье, в отдельные годы Северный Афганистан и Северный (Кавказский) Азербайджан. Каганы этого государства могущественных китайских императоров называли "мальчики с юга", их удельные князи разговаривали с послом Византии как с рабом, купленным на рынке. Их каган в VI-VIII вв. мог ввести на поле боя 400 тысяч только конного войска, плюс к этому в сражениях на их стороне сражались их вассалы со своими войсками, численность которых иногда исчислялась десятками тысяч воинов. Называлось это государство тγрк кағанлыг "тюркский каганат" Появилось это государство на карте мира в 552 году.

И в прежние времена тюрки имели свою государственность. По сведениям китайской летописи Шильзи (глава 110) первые тюркские государства в Центральной Азии образовались еще в третьем тысячелетии до нашей эры: в 2357 году до н.э. государь Яо создал государство Тхан, а в 2255 году до н.э. государь Шунь государство Юй (27,39 с.)1 , но эти были государства Хунну, т.е. хунских племен. Государства Хунну дожили до 215 году н.э., т.е. государства Хунну просуществовали 2572 года. Хотя ведущей силой племенного союза хуннов были тюркоязычные племена, но они не носили самоназвание "тюрк". Есть предположение, что заменившие хуннов племена ухуань, сяный и жужан тоже были тюркскими племенами, но и они не носили самоназвание "тюрк". Лишь в 552 году н.э. тюркские племена под самоназванием "тюрк", победив жужанское государство, основывают новое государство с самоназванием "тюрк" - Тюркский каганат. За короткий срок - с 552 года по 555 года тюрки создали государство с мировым именем, как уже выше указано, его территория простиралась от Желтого до Черного морей. Созданный Бумын каганом или, как официально он назывался, Ил каганом, тюркский каганат просуществовал почти 200 лет (551-748 гг.) и играл в социально-политической жизни Азии (и не только Азии) первостепенную роль. Быть тому или иному государю господином в своем доме (т.е. государстве) зависело от слов тюркского дома (т.е. тюркского кагана).И цари, и шахи, и императоры старались войти в родство с тюркскими каганами: выдавали своих дочерей за тюркских тигинов (принцев) и женили своих сыновей на тюркских принцессах.

История Тюркского Каганата в Центральной Азии делится на два периода: 551-630 года и 682-748 года. Называются они Первый Тюркский каганат и Второй Тюркский каганат. Первый Тюркский каганат под натиском Китайской империи и внутренних междоусобиц распался в 630 году. Тюркам понадобилось 52 года кровопролитной борьбы и лишений, чтобы в 682 году воссоздать свое государство. В этой борьбе и восстаниях против Китая пали десятки тысяч лучших сыновей тюркского народа.

В текстах орхоно-енисейских памятников история Первого Тюркского каганата не нашла своего отражения. В текстах памятниках говорится только о создателях каганата Бумын (Иль) кагане и Истеми кагане, о том, какими мудрыми и мужественными каганами они были. В текстах памятников рассказывается и о причинах распада Первого Тюркского каганата. Подробно рассказывается и о пятидесятилетней борьбе тюркского народа за свою свободу и истории Второго Тюркского каганата. В китайских летописях, хотя и отрывками, излагается история тюркских каганов и об их набегах на Китай.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 4 weeks later...
Для азербайджанцев тюркского происхождения, возможно, будет интересен этот ресурс

С уважением,

Уважаемый Фарух,есть ли азербайджанцы не тюрского происхождения и как вы можете отличить? :gizildish:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Фарух,есть ли азербайджанцы не тюрского происхождения и как вы можете отличить?

Айк, вся беда в том, что я считаю Азербайджанцами всех, кто происходит из Азербайджана. Т. е. в число Азербайджанцев входят талышо-азербайджанцы, удино-азербайджанцы, тюрко-азербайджанцы, курдо-азербайджанцы, парсо-азербайджанцы и т. д. :DD

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Айк, вся беда в том, что я считаю Азербайджанцами всех, кто происходит из Азербайджана. Т. е. в  число Азербайджанцев входят талышо-азербайджанцы, удино-азербайджанцы, тюрко-азербайджанцы, курдо-азербайджанцы, парсо-азербайджанцы и т. д. :DD

Ну если вы так говорите то у вас должна быть федерация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Фаррух безусловно прав! "Азербайджанец"- это не название нации, а название местности, как, напр., "казахстанец"( и русский, и казах, и украинец, и еврей и пр. если живут там, считаются казахстанцами). И вообще этот термин появился лишь в 1938 г: Была цель- создание единого советского народа, и поэтому был взят курс на укрупнение наций: "азербайджанцами" вдруг стали называться и кавказские татары( адербижанские татары-В.И.Ленин), и талыши, и таты, и курды, и лезгины.

P.S. Бу плов газанынын( Азербайджанын) дибини не гедер эшелемек олар? XII эсре гедерки Азербайджан тарихи ирандилли халгларын тарихидир- талыш, тат, курд; Ширван- эсасен Гафгаздилли халгларынды. Турклар !2- чи эсрде гелиб бу эхалини "разбавить" элейиблер! Здесь все ясно как божий день! Корни тюркоязычных племен нужно искать к востоку от Каспийского(Гирканского)моря.

Азербайджанцы говорят на языке, не понятном ни для кого, кроме их самих

Язык жителей Мугана был близок к языку Гиляна и Табаристана (Я'кут)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знаю одно, что предки Азербайджанцев были крутые.

Потому, что всех хаев и пол востока перетрахали!

Разве этим они не показывают, что они крутые!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знаю одно, что предки Азербайджанцев были крутые.

Потому, что всех хаев и пол востока перетрахали!

Разве этим они не показывают, что они крутые!

:gizildish: razve v etom sostoit krutost`??? oni bili krutie v tom chto ochen dolgoe vremia derjali bol`shuy chast` evrazii v svoih rukah.

Regards

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...