Перейти к содержимому

Афроамериканцы и азербайджанцы


Door-to-door

Recommended Posts

Я часто сравниваю Баку и Нью-Йорк. Только не сегодняшний и даже не тот, что был в 70-е,хотя намного ближе и эмоционально похожи, а ещё горячее-в начале века, в конце 19, начале 20 века, Баку и был маленькой Америкой. Из того маленького Нью Йорке -Баку и вышло то замечательное поколение талантливых, высокообразованный, богатых и способных людей, учёных, артистов, исследователей, нефтяников, композиторов,  и просто очень красивых людей. Красота ведь не нарисованная бывает, а живая. Связанная с эмоциями. А Баку был так же богат эмоционально, как Нью - Йорк, джаз, веселье, любовь, жизнь,бьющая ключом, это просто зашкаливало.

А началось все во второй половине 19 века, когда Азербайджан, доведенный до огромной нужды и отставания, экономики, беднеюшего населения,  с заселением привезённого извне народа, отмежеванием городов и сел от столицы, был в плачевном состоянии. И только когда Царь, ввиду исключения, из-за тяжелейшей экономической ситуации в этой стране, части Империи, дал разрешение на экономическое вложение капиталов и с последующим развитием и перспективами, с гарантиями и благодарностью, кому? Ротшильдам. Ротшильды приехали в Азербайджан и вложили в экономику и развитие страны свои капитал, огромные деньги по тем временам, эквивалентные нынешним триллионам в долларах.

И Баку ожил. За очень короткий срок, расцвел и стал развиваться. Так, что это развитие дало о себе знать даже через десятки лет, после всех лишений. Начало было положено Ротшильдами. Огромной силой и отдачей , умом и душой. Баку принял лучших людей,которые стали тянуться в расцветающий город. Баку был маленькой Америкой. Таким и остался в душе, никто не смог сломать эту ауру расцвета и духовного богатства. 

п.с. нигде в союзе не играли джаз так, как это делали в Баку. Баку был действительно городом джаза, даже когда его запретили. Почему? А потому, что это есть в душе. 

Изменено пользователем Door-to-door
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В начале 20 века мой прадед красавец грузин двухметрового роста, из города Гори, а точнее, маленькой деревни, рядом, и оттуда же почти был родом и Сталин Дзугашвили.  В Грузии его фамилию произносили как Дзугашвили. А Дзуга-это еврей.

Мой прадед Давид Семёнович приехал в Баку вместе со своей юной женой Софьей, еврейкой из Питера, тогда Петрограда, и стали обживаться. До революции было все отлично. Свой ресторан на Базарной улице (ныне Гуси Гаджиева), и рядом маленькое кафе, где собирались мужчины и играли в нарды. Туда же приходил и Иосиф Дзугашвили, вместе с друзьями-революционерами, и играли в нарды. Потом пришли большевики и все отобрали, к чертям. Но Иосиф Сталин помнил дружбу и очень ценил друзей. Отчего дружба с Соней и Давидом осталась до самого конца. И они общались. Даже во время войны Софья несколько раз ездила в Москву и в Крым, на личную встречу со Сталиным. А Софья по материнской линии Ротшильд имела встречи и связи с Ротшильдами, которые покинули Азербайджан после революции. И потеряли отобранные у них огромные капиталы. В 1917 году они потеряли около двух триллионов нынешними долларами. Плюс, собственность и ценности в домах, где жили представители компании, и откуда своровали дорогие картины, посуду, драгоценности. Все, как обычно. Почти как сейчас.  К власти тогда пришел армянин-позже секретарь ЦК. Знают ли , что секретарями ЦК в Азербайджане были армяне? И не один.  Вобщем, история большая и я буду тут рассказывать. 

Изменено пользователем Door-to-door
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

17 минут назад, Door-to-door сказал:

В начале 20 века мой прадед красавец грузин двухметрового роста, из города Гори, а точнее, маленькой деревни, рядом, и оттуда же почти был родом и Сталин Дзугашвили.  В Грузии его фамилию произносили как Дзугашвили. А Дзуга-это еврей.

Мой прадед Давид Семёнович приехал в Баку вместе со своей юной женой Софьей, еврейкой из Питера, тогда Петрограда, и стали обживаться. До революции было все отлично. Свой ресторан на Базарной улице (ныне Гуси Гаджиева), и рядом маленькое кафе, где собирались мужчины и играли в нарды. Туда же приходил и Иосиф Дзугашвили, вместе с друзьями-революционерами, и играли в нарды. Потом пришли большевики и все отобрали, к чертям. Но Иосиф Сталин помнил дружбу и очень ценил друзей. Отчего дружба с Соней и Давидом осталась до самого конца. И они общались. Даже во время войны Софья несколько раз ездила в Москву и в Крым, на личную встречу со Сталиным. А Софья по материнской линии Ротшильд имела встречи и связи с Ротшильдами, которые покинули Азербайджан после революции. И потеряли отобранные у них огромные капиталы. В 1917 году они потеряли около двух триллионов нынешними долларами. Плюс, собственность и ценности в домах, где жили представители компании, и откуда своровали дорогие картины, посуду, драгоценности. Все, как обычно. Почти как сейчас.  К власти тогда пришел армянин-позже секретарь ЦК. Знают ли , что секретарями ЦК в Азербайджане были армяне? И не один.  Вобщем, история большая и я буду тут рассказывать. 

и что теперь? обратно хотите потерянное?

Женщину до истерики может довести любая мелочь. Мужчину до истерики может довести только женщина.

 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Just now, hha71 said:

и что теперь? обратно хотите потерянное?

Что значит «хотите»? Во-первых, это не мое личное. Софья с Давидом жили  очень скромно и потеряли даже это с революцией.

Во-вторых, украденное надо возвращать. Это бесспорно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

5 минут назад, Door-to-door сказал:

Что значит «хотите»? Во-первых, это не мое личное. Софья с Давидом жили  очень скромно и потеряли даже это с революцией.

Во-вторых, украденное надо возвращать. Это бесспорно.

а тогда цель? кому интересна история ваших предков?  думаю только вашим родственикам не более

Женщину до истерики может довести любая мелочь. Мужчину до истерики может довести только женщина.

 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Just now, hha71 said:

а тогда цель? кому интересна история ваших предков?  думаю только вашим родственикам не более

Почему? Это история Азербайджана. Период расцвета. Об этом обязательно надо напомнить, как и все, что было. Ведь нашу историю постепенно стирают и заменяют фальсифицированной.

Как раз в конце 19 века Азербайджан стали заселять армянами, как знаете в 1918 году пришлось уступить наши земли в обмен на независимость. К этому и шло, страна нищала и сходила на нет, но вложения Ротшильдов и открытие новых месторождений, заводов, строительство бесплатных домов, школ и больниц, развитие и рост личных капиталов, которые тогда тратили на развитие Азербайджана , и привели к такому яркому свечению Азербайджана на мировом небосклоне.  И отложили все планы царской России по расчленению  страны и заселению ее другим народом.

Историю надо обязательно рассказывать, всем и везде. Чтобы закрыть возможности фальсификаторам и уничтожителям Азербайджана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

3 часа назад, Door-to-door сказал:

Почему? Это история Азербайджана. Период расцвета. Об этом обязательно надо напомнить, как и все, что было. Ведь нашу историю постепенно стирают и заменяют фальсифицированной.

Как раз в конце 19 века Азербайджан стали заселять армянами, как знаете в 1918 году пришлось уступить наши земли в обмен на независимость. К этому и шло, страна нищала и сходила на нет, но вложения Ротшильдов и открытие новых месторождений, заводов, строительство бесплатных домов, школ и больниц, развитие и рост личных капиталов, которые тогда тратили на развитие Азербайджана , и привели к такому яркому свечению Азербайджана на мировом небосклоне.  И отложили все планы царской России по расчленению  страны и заселению ее другим народом.

Историю надо обязательно рассказывать, всем и везде. Чтобы закрыть возможности фальсификаторам и уничтожителям Азербайджана.

не слышал про вложения Ротшильдов в Азербайджане

Женщину до истерики может довести любая мелочь. Мужчину до истерики может довести только женщина.

 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 minutes ago, hha71 said:

не слышал про вложения Ротшильдов в Азербайджане

Очень жаль, что это скрывается. А должны изучать в учебниках, не только Истории Азербайджана, но и по экономике. Как надо развивать экономику страны. И приумножать богатства страны. И главное, человеческий интеллект, как главный ресурс любой страны и общества.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

35 minutes ago, mag said:

А почему тему не назвали афроамериканцы и грузины?

Потому что я азербайджанка и речь об Азербайджане. И присутствии американцев в Азербайджане.

Изменено пользователем Door-to-door
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

К концу 19 века Баку рос необычайно быстрыми темпами, каких не знали ни Россия, ни вообще Европа. «Баку принято считать городом американской складки, то есть интенсивность его развития так же головокружительна, как и рост крупных городов Америки.
Глава французской ветви семьи Ротшильдов Майер Альфонс де Ротшильд (1827 - 1905),  владел нефтяными предприятиями в Баку. Заем, предоставленный Ротшильдами, позволил построить железнодорожную магистраль Баку-Батум. В 1883 году  Альфонс Ротшильд создал «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное общество».Компания Ротшильда была образована, несмотря на  императорский указ 1882 года. Барон Альфонс Ротшильд был настолько крупной и влиятельной фигурой, что на него этот указ распространиться не мог. О мощи А.Ротшильда свидетельствует хотя бы тот факт, что он единолично организовал выплату контрибуции Франции после ее поражения в войне с Пруссией в 1871 году.
Капитал Ротшильда в то время для многих представлялся весьма заманчивым, так как в Баку чувствовалось страшное безденежье. Действительно, появление названного торгового дома значительно оживило бакинскую нефтяную промышленность. Открыв многим предпринимателям широкий кредит в десятки и сотни тысяч рублей, они помогли им выйти из крайне затруднительного положения, а некоторых даже спасли от полного разора».

На окраине Баку, в Белом городе, они соорудили крупнейшее нефтеперерабатывающее предприятие. Это был целый промышленный комплекс с тремя отдельными заводами: керосиновым, бензиновым и масляным, выпускавшим смазочные масла. Помимо того, производились газолин, гудрон, солярка.

Ротшильдами были также построены и оснащены в Баку газовый завод на Биби-Эйбате, электрическая станция, опреснители морской воды, механические мастерские с большим числом рабочих и техников, по сути, заводы, ремонтировавшие нефтепромысловое оборудование и трубы, изготавливавшие запасные части и бурильные инструменты.

Производственной, коммерческой деятельности Ротшильдов в Баку были присущи масштабность, всеохватность, способность оперативно и целенаправленно решать узловые, актуальные проблемы. в 1884 г. вывоз бакинских нефтепродуктов за границу составлял 2,4 млн. пудов, то в 1889 г. он поднялся до 30 млн. пудов.
Нефтепродукты отправлялись из Баку в Великобританию, Австрию, Бельгию, Индокитай, Турцию, Японию, Грецию, Китай, Германию, Голландию, Францию, на Мальту, в Португалию, Алжир, на Филиппинские острова, в Придунайские княжества. 27 млн. 600 тыс. пудов керосина было отправлено из Баку через Батум.
19 апреля 1897 г., в канун начала главных работ, Альфонс Ротшильд писал в Петербург: «У меня есть все основания надеяться, что дело, которое мы желаем предпринять, даст прибыль на вложенные в него капиталы и что оно будет содействовать промышленному и коммерческому развитию страны».

В 1907 г., ровно через 10 лет с начала постройки, нефтепровод на всем своем протяжении вступил в действие. Официальное его открытие с правительственной комиссией по приемке, с благодарственными словами в адрес Ротшильда состоялось 24 июля в Тифлисе.

Новаторским по замыслу и духу было освоение нефтяных богатств, скрытых под дном Каспийского моря, в акватории Биби-Эйбатской бухты. На такое еще нигде в мире не осмеливались. Требовались огромные капиталовложения, мобилизация ресурсов для того, чтобы отгородить дамбою часть моря, так называемый «ковш», и произвести засыпку.
Была приобретена техника, арендованы баржи для доставки песка. Создали исполнительный комитет по отводу части Биби-Эйбатской бухты под добычу нефти, заместителем председателя которого явился представитель  Ротшильда А. М. Фейгль.

«Каспийско-Черноморское общество» было в числе инициаторов нового способа прохода скважин - вращательного, впервые примененного в Сураханах.

 «Каспийско-Черноморское нефтепромышленное и торговое общество»  Ротшильда выделяло крупные суммы на благотворительные цели.
На свои средства Общество построило и содержало в промышленных районах Баку, Белом городе и на Баилове, две школы, где преимущественно учились дети рабочих. Обучение было бесплатным.
Только в 1890 г. компания соорудила и отдала новоселам восемь капитальных домов, где плата за проживание была совсем незначительной.
Члены правления Общества выступали как попечители городских гимназий и коммерческих училищ, а это неизменно сопровождалось безвозмездными субсидиями для учебных заведений.
Надо к этому добавить, что пожертвования на различные благотворительные цели шли не только от находившегося в Баку "Каспийско-Черноморского общества", но и от самих бр. Ротшильд, живущих в Париже,  принимающих живое участие в развитии Баку. Так например, при перестройке здания лазарета местного батальона на Николаевской улице в помещение, пригодное для учебно-воспитательного заведения Женского благотворительного общества Св. Нины, были пожертвовано по 2.000 рублей, как от "Каспийско-Черноморского общества" в Баку, так и от братьев Ротшильд из Парижа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

7 часов назад, Door-to-door сказал:

Афроамериканцы и азербайджанцы, сравним

Название провокационное.

Афроамериканцы  это отбросы общества. В США сидят в тюрьмах в основном именно негры.Ленивые не хотят работать. Анти белые. Поголовные наркоманы. Вымогатели.

Они бывшие рабы. Это просто так не проходит.

Сравнивать их с азербайджанцами не корректно.

Больше подойдут итальянцы с их мафией и пиццей. 

# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 minutes ago, .::BAKILI::. said:

Название провокационное.

Афроамериканцы  это отбросы общества. В США сидят в тюрьмах в основном именно негры.Ленивые не хотят работать. Анти белые. Поголовные наркоманы. Вымогатели.

Они бывшие рабы. Это просто так не проходит.

Сравнивать их с азербайджанцами не корректно.

Больше подойдут итальянцы с их мафией и пиццей. 

Мой ролик слушали? Там как раз, как Они прошли рабство и мы. И какой джаз они создали и как мы ушли глубоко не туда куда надо. Рабы-не они. Рабы-мы. С рабской боязнью. Страхом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

8 минут назад, Door-to-door сказал:

Мой ролик слушали? Там как раз, как Они прошли рабство и мы. И какой джаз они создали и как мы ушли глубоко не туда куда надо. Рабы-не они. Рабы-мы. С рабской боязнью. Страхом.

Азербайджан был вассалом россии, но не рабом.

То есть, было самоуправление на местах.

Негры в США пахали как стадо за еду.  Есть разница.

А у нас есть мугам и мейхана.

Изменено пользователем .::BAKILI::.
# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

10 минут назад, Door-to-door сказал:

Мой ролик слушали?

Идёт сплошной бездоказательный поклёп.

Оставьте в покое Яну Мадатову!

Она независимый журналист и общественный деятель.

А ещё она похожа на Candan Erçetin мою любимою певицу в стиле поп фолк.

# Гарабаг, Зангезур, Гёйча - это Азербайджан!

# Газа, Иудея, Самария и Иерусалим - это Израиль!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 часа назад, Door-to-door сказал:

Очень жаль, что это скрывается. А должны изучать в учебниках, не только Истории Азербайджана, но и по экономике. Как надо развивать экономику страны. И приумножать богатства страны. И главное, человеческий интеллект, как главный ресурс любой страны и общества.

Как связь между интеллектом и собственностью Ротшильдов?

Женщину до истерики может довести любая мелочь. Мужчину до истерики может довести только женщина.

 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

1 hour ago, hha71 said:

Как связь между интеллектом и собственностью Ротшильдов?

А потому что без высокого и развитого интеллекта не будет ни страны, ни власти, ни собственности. Дуракам ведь закон не писан.  И все идёт в бездну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 hours ago, .::BAKILI::. said:

Идёт сплошной бездоказательный поклёп.

Оставьте в покое Яну Мадатову!

Она независимый журналист и общественный деятель.

А ещё она похожа на Candan Erçetin мою любимою певицу в стиле поп фолк.

А она мне лично и не нужна. Ею занимаются органы безопасности и именно они ее засекли в Шуше, и на Газ-24 там же. Почему она не сделала репортаж, если все было официально (в чем сильно сомневаюсь, очень сильно, просто до щекотки подмышками)? А если неофициально, то где Заявление МИДа?  И вообще, а где Рамиль Сафаров? Его тоже оставить в покое волевым решением и не интересоваться?

Изменено пользователем Door-to-door
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Door-to-door сказал:

А потому что без высокого и развитого интеллекта не будет ни страны, ни власти, ни собственности. Дуракам ведь закон не писан.  И все идёт в бездну.

А причем всё-таки имущество, никому не известное?

Женщину до истерики может довести любая мелочь. Мужчину до истерики может довести только женщина.

 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Только что, Door-to-door сказал:

А она мне лично и не нужна. Ею занимаются органы безопасности и именно они ее засекли в Шуше, и на Газ-24 там же. Почему она не сделала репортаж, если все было официально (в чем сильно сомневаюсь, очень сильно, просто до щекотки подмышками)? А если неофициально, то где Заявление МИДа?  И вообще, а где Рамиль Сафаров? Его тоже оставить в покое волевым решением и не интересоваться?

Рамиль Сафаров у себя дома на самоизоляции что бы не заболеть короновирусом

У вас есть другие данные? Докажите.....

Женщину до истерики может довести любая мелочь. Мужчину до истерики может довести только женщина.

 
 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

49 minutes ago, hha71 said:

А причем всё-таки имущество, никому не известное?

Чье имущество? Ротшильдов? Наверное, надо иметь ум, чтобы собрать за века и сохранить и имя, и богатство.  Хотя, как видите, часть революция ограбила и присвоила то, что было вложено Ротшильдами в Азербайджан. Прочитайте выше. Жаль, что Азербайджан ограблен вместе с Ротшильдами. Так на сегодняшний день.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

16 часов назад, Door-to-door сказал:

Потому что я азербайджанка и речь об Азербайджане. И присутствии американцев в Азербайджане.

 

Афроамериканцев создали белые англичане на американском континенте ,переселив их туда из Африки!

Армянохайев создали белые русские в азербайджанской Армении! И те другие переселили туда своих рабов! 

Так что корректнее сравнивать Афроамериканцев с хайами! Вообще этноним армянин некорректный, правильней ХАЙ!

Азербайджанцы или азербайджанские тюрки это по истории имперский народ! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

2 hours ago, mag said:

 

Афроамериканцев создали белые англичане на американском континенте ,переселив их туда из Африки!

Армянохайев создали белые русские в азербайджанской Армении! И те другие переселили туда своих рабов! 

Так что корректнее сравнивать Афроамериканцев с хайами! Вообще этноним армянин некорректный, правильней ХАЙ!

Азербайджанцы или азербайджанские тюрки это по истории имперский народ! 

По-своему,вы правы. Но не дай Бог сравнивать по духовности афро-американцев  и хайев, это небо и Земля, разные планеты, ничего общего нет между ними. Как раз, никогда афро-американцы не склонялись, не прислуживали. Духовно. А хайи как раз верные слуги России, именно слуги. Где бы они ни находились, они-верны только русским. С огромной любовью, уважением и верностью собачьей. Один народ существует для другого. Нет ни одного армянина на Земле, кто бы не любил русских, от всех души. 

Я имела в виду духовность. Афро-американцы независимы. Джаз-музыка богатых. Вот такая у них душа. 

Мы-потеряли богатство души. Это самое страшное.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Jazz in Azerbaijan. In the beginning

 
Это  сразу после войны, какой  великолепный джаз играли  в Баку

 

но, к сожалению, он был под запретом. Люди сами душой чувствовали и исполняли джаз на самом высоком уровне, именно в Баку.

 

Рустамбеков Парвиз - джазмен, саксофонист, репрессирован
1922 - 1949

СМЕРТЬ САКСОФОНИСТА

В конце 40-х годов развернувшаяся в Советском Союзе борьба с космополитизмом, как одна из форм инакомыслия, достигла истерического накала. По указанию главного советского идеолога Жданова, началась настоящая "охота на ведьм" не только в сфере истории, философии и экономических наук, но особенно рьянно в области литературы и искусства. За "преклонение перед тлетворным" западным искусством никому не было пощады. "Безродных космополитов" искали и обязательно находили среди талантливой творческой интеллигенции - писателей, музыкантов, артистов, художников, режиссеров театра и кино. Особенно жестко "ждановщина" ополчилась против джазовой музыки, которую объявили враждебной советской идеологии. Докатилась эта истерия и до Азербайджана. НКВД был ориентирован руководством республики на выявление и разоблачение космополитов в любом направлении идеологического фронта.
Одной из жертв этой кампании стал выдающийся азербайджанский музыкант-исполнитель джазовой музыки Парвиз Рустамбеков. О трагической судьбе, необоснованно и нелепо обвиненного в шпионаже и предательстве родины, человека, нашедший свою смерть в подвалах багировской "лубянки", я и хочу рассказать.
Люди моего поколения, дети войны, хорошо помнят, как после 4-х лет почти голода и лишений, потеряв целые пласты интеллигенции после репрессий 30-х годов и на фронтах войны, вновь стал оживать Баку. Правда, еще действовала карточная система на хлеб, но появилась возможность, простояв с 6 утра несколько часов в очереди в узких переулках "Ичери шехер" (историческая часть Баку. Прим. редактора.), купить батон "коммерческого" хлеба. Еще полгорода ходило в "ватных "стеганках", зато сняли светомаскировку окон, вернули бакинцам приморский бульвар, освободив его от ощетинившихся зениток. Уже не поднимались по ночам в небо серебристые аэростаты. Но главным образом оживал Баку духовно, и центром оживления становились бакинские кинотеатры.
И не трофейные немецкие фильмы, хотя мы их смотрели по несколько раз, но не они привлекали нас, а в первую очередь предсеансовые концерты эстрадных оркестров, которые играли во всех центральных кинотеатрах: в "Художественном", ныне "Низами", играл Тофик Кулиев, где на саксафоне показывал мастерство сам непредвзойденный Парвиз Рустамбеков, или Пирик, как его любовно называли бакинцы, в "Пролетарии", ныне "Вятян", - Рауф Гаджиев, а в "Красном Востоке", ныне "Азербайджан", - Тофик Ахмедов. Но кумиром бакинской молодежи, особенно после американского фильма "Серенада солнечной долины", конечно был блистательный азербайджанский музыкант, кларнетист-саксафонист, талантливый импровизатор Парвиз Рустамбеков. Его виртуозное исполнение на кларнете Дюка Эллингтона - "Караван", музыку Глена Миллера из "Серенады солнечной долины" публика особенно восторженно встречала.
Этот одаренный исполнитель, самородок, не имевший музыкального образования, особенно достиг высокого мастерства в импровизации джазовой музыки в стиле "свинг", ни в чем не уступая знаменитому американскому королю джаза Бенни Гудмену. Известный знаток джаза, композитор Юрий Саульский вспоминал, что "слушать игру Парвиза Рустамбекова было одно наслаждение. И удивительно, как в этом внешне худеньком молодом человеке невысокого роста, было такое сильное дыхание." С замиранием сердца от восторга мы слушали его игру. Не о каком космополитизме, преклонении перед упаднической культурой Запада, мы не думали, нам просто нравилась хорошая музыка.
За что же был ошельмован, затем и арестован, этот, казалось бы далекий от идеологических ухищрений времени, талантливый 27-летний музыкант-джазист? Передо мной поблекшая от времени обложка уголовного дела N-416 с грифом "Хранить вечно". Начато дело - 27 мая 1949 года, а окончено в сентябре того же года.
Родом Парвиз из некогда состоятельной бакинской семьи Рустамбековых, которых также коснулась волна репрессий 30-х годов. Музыкой он стал увлекаться еще в детстве, занимаясь в Доме пионеров, играя на кларнете. Будучи одаренным музыкантом, он сразу обратил на себя внимание и был приглашен Тофиком Кулиевым играть в его оркестре в кинотеатре "Художественный".
Однажды, после выступления в кинотеатре "Азербайджан", у него украли его любимый саксофон, клапаны которого были серебряные. Для Парвиза это было трагедией, он себе места не находил, чуть не плакал от обиды. Вместе с друзьями он ходил и расспрашивал всех, кого знал. Но все было бесполезно. И когда погасла надежда, вдруг поздно вечером, после сеанса, у входа в кинотеатр, к нему подошел парень и спросил: "Ты Парвиз?" Извини, я хотел немного заработать, но все музыканты, кому я предлагал твой инструмент, узнавали, и все отказывались его покупать и говорили: "Стыдно, киши ол, (аз. будь мужчиной. Прим. редактора.) верни инструмент хозяину. Только не выдавай меня милиции". И с этими словами он сунул Парвизу в руки саксофон, завернутый в черный мешок и моментально исчез в темноте, категорически отказавшись от денег.
Получив свой саксофон Парвиз был безмерно счастлив. Летом он часто выступал в летнем саду им.Ордубади, где сейчас расположена станция метро "Сахиль". Здесь собиралась бакинская молодежь, чтобы насладиться его прекрасным исполнением джазовой музыки.
В 1944 году в Баку гастролировал знаменитый джазовый оркестр Эдди Рознера, который сам был великолепным трубачом. Видимо, кто-то порекомендовал Рознеру послушать Рустамбекова и он пришел в кинотеатр на его концерт. Очевидцы рассказывали потом, что Рознер был поражен его виртуозной игрой на кларнете и саксофоне, изумительной импровизацией джазовой мелодии. И он сразу же, что стало сенсацией, пригласил Парвиза в свой оркестр, причем первым саксофонистом. Дело в том, что попасть в оркестр Эдди Рознера было чрезвычайно трудно. Он буквально селекционировал музыкантов для своего коллектива, который тогда был самым непревзойденным оркестром в стране. А тут приглашение с первого прослушивания... Для 22-летнего Парвиза это было лестное предложение и он с удовольствием принял его.
На всех концертах по стране, он пользовался особым успехом, его даже стали называть советским Бенни Гудменом. Не случайно, что и Леонид Утесов не раз приглашал его к себе в коллектив. Однажды вечером он сидел с друзьями в ресторане "Метрополь", в зале было много иностранцев, играл джаз-оркестр. Должен сказать, что Парвиз, как музыкант-духовик, не курил и избегал спиртного. Музыканты оркестра, конечно, его узнали и стали приветствовать, тогда друзья попросили Парвиза сыграть что-либо из своего репертуара. Парвиз вышел на сцену и стал играть американские мелодии и тут же их импровизировал. Зал стоя аплодировал ему за каждое произведение.
Потом их стол окружили иностранцы, в основном американцы, благодарили за доставленное удовольствие и выражали удивление его искусству и знания американской джазовой музыки. Парвиз, неплохо знавший английский язык, живо отвечал на их вопросы. Потом один из гостей, спросил Парвиза, а почему бы ему не поехать в США на стажировку, в какой-нибудь американский джазовый оркестр. На что тот ответил, что с удовольствием, но надо чтобы было бы приглашение и согласие советского правительства. "А вы напишите заявление о желании поехать на стажировку в США в посольство, они вам помогут", - сказал он. На этом и расстались.
Через несколько дней Парвиз, как наивный молодой человек, вспомнив совет американца, пошел в посольство США, тогда оно находилось на Манежной площади, напротив Кремля, и попросил встречу с атташе по культуре. Встреча не состоялась, видимо у сотрудников посольства вызвал он какое-то сомнение. Вдобавок, едва он зашел за угол к нему подошли два сотрудника КГБ, проверили его документы и поинтересовались, зачем он ходил в посольство США. Объяснение Парвиза их явно не удовлетворило, и ему "посоветовали" немедленно убраться из Москвы. Потом несколько дней, он чувствовал, что за ним следят, это его испугало и он вечером пришел в гостиницу "Москва" к Тофику Кулиеву и рассказал обо всем, что с ним приключилось. Тогда Тофик вытащил все свои деньги и сказал: "Беги на вокзал и уезжай из Москвы домой. Ты попал в неприятную историю." Парвиз так и сделал.
Приехав в Баку, он вновь стал играть в кинотеатре "Низами", чему несказанно были рады мы, бакинцы, которые просто соскучились по его игре. Однако, видимо, московские чекисты сообщили в Баку о "подозрительном" поведении Парвиза в Москве, попытке "проникнуть" в американское посольство. В январе 1949 года его уволили с работы, с формулировкой за "преклонение перед Западом".
Пришлось устраиваться на первую попавшую работу, она оказалась в привокзальном ресторане и музыкант такого масштаба вынужден был там играть. Мы конечно туда ходили, но редко, потому что ресторан это не кинотеатр, там просто-таки сидеть нельзя, надо было заказывать напитки и закуску, что нам студентам было не по карману. Вот мы и стояли под окном слушая как играет Парвиз. В перерывах он в кругу друзей, иногда открыто высказывал недовольство отношением властей к джазу, не мог примириться с запрещением джазовой музыки, без которой не мыслил себя. Стукачи конечно не дремали и периодически доносили о нем, и в его папке в НКВД уже накапливался компромат. Туда была включена фотография Парвиза с одним негром, заснятым во время гастролей в Вильнюсе с оркестром Эдди Рознера, показания одного бездарного саксофониста Даника Кагнера, который завидовал таланту Парвиза и сообщил о его недовольстве запрещением исполнять джазовую музыку.
В 1944 году в летнем саду ЦДСА во время антракта на концерте Эдди Рознера, к Парвизу подошел один англичанин и похвалил его за игру. В 1948 году в гостинице "Москва", Парвиз оказался за одним столом с американцем. Зная английский язык он разговорился об американском джазе. Через два дня встреча вновь повторилась, на этот раз американец прямо спросил, хочет ли он поехать в США. "Если меня направят, конечно поеду", - ответил Парвиз. Американец предложил, чтобы Парвиз письменно подтвердил свое желание. Однако Рустамбеков сообразил, что от него хотят, встал и быстро вышел. Как потом выяснилось, американец был сотрудником посольства США.
Вот все, что инкриминировали Парвизу Рустамбекову, которого оказывается "разрабатывали" целый год. А в поле зрения спецслужб Парвиз попал в связи с заданием разоблачить хоть одного человека из музыкального мира, преклонявшего перед "тлетворным западным искусством". А тут московское сообщение, как раз подошло во время, он по всем параметрам подходил под это обвинение. Во-первых, руководит джаз-оркестром, во-вторых засоряет репертуар "низкопробной американской и английской джазовой музыкой" и тайно общается с иностранцами. Больше того, кто-то вспомнил, что Парвиз как-то ездил в Сальян (к родственникам - А.Ш.) и решили, что тот хотел уйти за кордон. Это было достаточно, чтобы в то смутное время арестовать Рустамбекова.
Внимательно, вместе с опытным юристом читаем пожелтевшие страницы уголовного дела... Ни в чем не виноват Рустамбеков, не совершил никакого ни тяжкого, ни легкого преступления по тем советским законам. И все-таки 20 мая 1949 года П.Рустамбекова арестовали. В постановлении было сказано, что "Рустамбеков является антисоветски и проамерикански настроенной личностью, восхваляет жизнь, быт и искусство американцев... высказывает клевету на советскую действительность, имел контакты с иностранцами. Имеет намерение (?!) нелегально бежать за границу.."
Это грозное постановление с визой тогдашнего министра Госбезопасности генерала Емельянова было передано для расследования. Это означает арест на основании материалов "особого пакета" т.е. по просто говоря, агентурных донесений, а потом начинается "сбор" доказательств следственным путем. Как же все это далеко от международного принципа презумпции невиновности! Допросив несколько испуганных музыкантов, следователь не смог доказать Рустамбекову, что он "враг советской действительности", "имел намерения бежать за границу" и т.д. Следователю хотелось завершать дело "на полном признании своей вины" Рустамбековым, но тот упорно твердил: "Я ни в чем себя виноватым не признаю, свидетели говорят неправду."
Конечно, следователь не мог не знать, что их показания не имеют под собой правовой основы, доказательной силы. И тем не менее, изо дня в день до поздней ночи допытывался, как Рустамбеков стал солистом джаз-оркестра Эдди Рознера. Не получив никаких новых данных 7 июня 1949 года он все же предъявил Рустамбекову обвинение: ... в шпионских связях с одним (неизвестно каким? - А.Ш.) из иностранных государств" и что "в своем окружении он вел антисоветскую пропаганду".
"Виновным себя не признаю", - вновь, в который раз, утверждал Рустамбеков. 20 сентября 1949 года следователь предъявил Рустамбекову обвинительное заключение, где без обиняков, вопреки элементарным законам, сделал приписку (это в обвинительном-то заключении!): "Учитывая, что основными доказательствами по делу являются материалы "особого порядка", которые использовать в суде невозможно, настоящее дело представить на рассмотрение "особого совещания" при МГБ СССР. Внести предложение осудить Рустамбекова Парвиза к заключению в исправтрудлагере сроком на 15 лет".
Значит не суд, где может всплыть на поверхность подтасовка фактов, надуманность, лживость, фальшь дела Рустамбекова, а незаконный, внесудебный орган, который осуждал таких же обреченных, как Парвиз, заочно, без вызова сторон, свидетелей просто по представленному списку. Так действовала репрессивная машина тоталитарного режима. Во время допроса его били, пытаясь выбить признание в несовершенных преступлениях. Отец известного бакинского кларнетиста Кямала Манафлы, в Баку его любя называли "Глыба" за мощную фигуру, Ага Салим, который в то время то же находился в подвале НКВД, рассказывал, что во время допроса Парвиз кричал от боли, но не признавался а продолжал твердить: "Я ни в чем не виноват. Я не шпион!".
Доведенный до отчаяния узник предпринял попытку покончить с собой. К тому же туберкулез открытой формы... Тюремщики дважды подвергали Парвиза психиатрической экспертизе, считая, что на самоубийство мог покушаться только психически неполноценный человек. Но Парвиз не был признан невменяемым. Однако физическое здоровье требовало лечение в больничных условиях. И этого не было сделано. Его торопились скорее упрятать в один из лагерей ГУЛАГа. Только смерть спасла его от этого.
Следствие по делу Рустамбекова дало первую осечку, когда Военная прокуратура СССР, куда поступило дело для проверки до его рассмотрения "особым совещанием", достаточных доказательств вины Парвиза в измене Родине, шпионаже, попытке нелегально перейти границу не установила. В связи с чем основная статья обвинения отпала.
Но оставалось в силе обвинение в антисоветской агитации, хотя и тут никаких доказательств. Тем не менее был вынесен предварительный вердикт - 7 лет заключения в исправтрудлагере...
Однако 24 декабря 1949 года Парвиза Рустамбекова уже не было в живых. Еще за несколько часов до заседания "особого совещания", этажем ниже, в 3 часа 50 минут утра в камере внутренней тюрьмы МГБ Азербайджана при странных обстоятельствах заключенный под номером 877 Парвиз Рустамбеков скончался от "... продуктивного туберкулеза легких"
В составленном тюремщиками акте записано, которое я прочитал в деле: "При осмотре на трупе признаков самоубийства не обнаружили". Это вызывает сомнение: ведь помимо констатации факта "смерти заключенного от туберкулеза легких", необходим был и другой документ - свидетельствующий о том, был ли известен тюремным эскулапам диагноз смертельной болезни Парвиза? В "деле" нет и материалов о том, что находился ли Парвиз в тюремной больнице на излечении именно по поводу этого заболевания. Нет и подлинника протокола 1-15 от 25 декабря 1949 года о вскрытии трупа, произведенный почему-то не судебно-медицинским экспертом, как принято законом, а тюремным врачом. Может и правда, что Парвиз не покончил жизнь самоубийством, проглотив в душевой кусок банного хозяйственного мыла... Если же допустить, что Парвиз умер от болезни легких, причем до осуждения, тогда почему не было выдано тело родным для захоронения? Почему так долго скрывали от матери и сестры его гибель в тюремных застенках?
Лишь 8 апреля 1950 года "особое совещание" при МГБ СССР поспешило отменить свое постановление от 24 декабря 1949 года и прекратить дело Рустамбекова в связи с его смертью, тем самым подтвердив, что осужден он был посмертно.
В дни "оттепели" мать Парвиза Софья Павловна, обратилась с письмом в соответствующие инстанции (оно сохранилось в деле). Нельзя читать его без волнения: "Я одинокая, старая женщина - пишет она, - мне 72 года. В 1949 году органами МГБ был изолирован мой единственный сын и кормилец - Рустамбеков Парвиз, 27 лет, по специальности музыкант. Неоднократные мои обращения в МГБ с целью узнать причину его ареста оказались тщетными. 25 декабря 1949 года, в день очередной передачи, мне сообщили, что мой сын выслан и о месте пребывания он напишет сам (чуяло мое материнское сердце неладное). Только 11 апреля 1950 года мне сообщили, что он умер, еще находясь под следствием в декабре 1949 года, т.е. спустя 7 месяцев после ареста... Я уверена, что мой сын не виновен, прошу проверить..."
Как рассказал старший прокурор Отдела реабилитации жертв политических репрессий прокуратуры республики Кямал Мурадов, ныне работающий в Конституционном суде, 30 апреля 1957 года, на основании жалобы матери П.Рустамбекова прокуратура республики обратилась в КГБ с просьбой произвести дополнительную проверку. Но опять отделались фолрмальной отпиской. 14 августа того же года, К.Мурадов, проявив принципиальность, по поручению прокуратуры вновь с письмом обратился в КГБ, с настойчивой просьбой повторно допросить всех свидетелей. И вновь 3 ноября ответ, что "нет основания для пересмотра решения "особого совещания", и "приговор должен быть оставлен в силе".
Но к чести ответственных сотрудников прокуратуры, протест направляется в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Азербайджана. И наконец, 6 января 1958 года было "признано, что Постановление "особого совещания" МГБ СССР от 24 декабря и 8 апреля 1950 года в отношении Парвиза Рустамбекова подлежит отмене и за недостаточностью улик, т.е. за отсутствием состава преступления дело следует прекратить". Проверка, проведенная прокуратурой республики, подтвердила надуманность и фальшивость обвинения, подтасовку фактов Нефтяковым, искажение показаний свидетелей.
Этим рассказом я хочу, чтобы молодое поколение республики знало бы о трагической судьбе талантливого азербайджанского джазмена Парвиза Рустамбекова, чья жизнь оборвалась в расцвете жизни. Хотелось бы, чтобы наша музыкальная общественность вспомнила о нем и воздала ему должное.
Мы даже не знаем где могила Парвиза, чтобы по обычаю предков, прочесть над ним "Ясин" и возложить букетик цветов, чтобы порадовалась бы его душа. Спасибо телеканалу "Лидер", которое недавно посвятил ему интересную передачу.

***
... Однажды, много лет спустя, во двор, где жил Парвиз, вошел плохо одетый молодой человек.
- Парвиз! Парвиз! - стал звать он.
Мать музыканта удивленно выглянула в окно:
- Тебе кого, сынок? - спросила она.
- Парвиза, - ответил тот.
- А ты кто?
Молодой человек, устало снял с плеча вещмешок, сказал:
- Я с Парвизом сидел в одной камере. Ему дали семь лет, а мне все девять. Вот я вернулся, и прямо с вокзала пришел его повидать. Он дома?
Мать Парвиза, печально вздохнув, сквозь слезы проговорила:
- Нет сынок. Парвиза дома нет. Он ушел, и навсегда...
© Азад  Шариф.

Из воспоминаний профессора Бакинской музыкальной академии Иветты Григорьевны Плям о семье Рустамбековых: «— Знание  азербайджанского у меня — от наших соседей Рустамбековых, высококультурных людей, чье поколение сейчас исчезает, — рассказывает Иветта Григорьевна. — Их было три брата — Фатуллабек, Шахбазбек и Бахышбек (в 1937 году он был репрессирован), который жил в этом доме. Все трое учились нефтяному делу в Германии. Бахышбек был крупной личностью, пользовался большим авторитетом при мусавате. Его квартира представляла собой настоящий культурный  центр, где собиралась интеллигенция. Семья Рустамбековых дала Азербайджану высококлассных специалистов — архитекторов, ученых, музыкантов, режиссеров. Кстати, знаменитый джазовый музыкант Парвиз Рустамбеков — из этой семьи.» http://magomaev.info/press/plam.doc

BB761D6F-F357-4A09-8F8A-96AE0AE622DF.jpeg

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • A... changed the title to Афроамериканцы и азербайджанцы

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...