Перейти к содержимому

История 26-3 Бакинских комиссаров


ВОSS

Recommended Posts

Ок. Думаю больше ни кто не ошибётся в таких щепетильных словах. Будем ждать экспертов или каких-то заявлений.

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 65
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Директор Института истории Национальной академии наук Азербайджана Ягуб Махмудов (скопирован из соседних сайт)

- В руководимом Вами институте накануне прошло заседание научного совета, посвященного вопросу обнаружения под мемориалом в парке «Сахиль» останков тел бакинских комиссаров, расстрелянных в 1918 году. Не могли бы Вы вкратце рассказать, о чем говорилось в ходе заседания?

- В ходе работ по переносу могил лиц, именуемых 26 бакинскими комиссарами, были найдены тела не 26, а 23 человек. И этот факт уже сам по себе свидетельствует об очень больших изменениях в нашей исторической науке. Долгое время, как и многое фальсифицируемое в советские годы, история 26 бакинских комиссаров была сфальсифицирована.

В течение трех дней, с 24 по 26 января сего года, указанные останки 23 тел изучали высококвалифицированные специалисты. Я имею в виду большую бригаду экспертов судебно-медицинской экспертизы министерства здравоохранения и объединения патологоанатомии. В результате кропотливой работы был определен возраст этих 23 лиц. Так, было установлено, что их возраст от 20 до 50 лет, на телах обнаружены пулевые ранения в области груди и головы, произведенные из двух видов огнестрельного оружия. Все эти факты свидетельствуют о том, что речь идет о расстрелянных бакинских комиссарах.

Эксперты разделили все тела на три возрастные категории: 11 тел принадлежали лицам от 20 до 29 лет, столько же лиц были в возрасте от 30 до 39 лет, а также один человек в возрасте 40-49 лет. И мы выяснили по имеющимся у нас данным личности отсутствующих лиц среди найденных трупов. Было известно, что к последней возрастной категории (40-49 лет) принадлежали трое из 26-ти. Это Степан Шаумян (40 лет), Мешади Азизбеков (42 года) и Татевос Амирян (45 лет). После проведенной анатомической экспертизы выяснилось, что останки дела принадлежат М.Азизбекову. Итак, среди найденных тел отсутствуют тела Шаумяна, Амиряна и Авакяна.

- Что же известно о судьбе этих трех, в особенности Шаумяна?

- В настоящее время в прессе создан большой ажиотаж по этому поводу, некоторые поднимают материалы энциклопедий советского периода, желая доказать, что тело Шаумяна было среди остальных комиссаров. Мы же основываемся на доказательствах экспертов.

Хочу отметить, что в результате исследований национального архивного управления института был обнаружен документ, датированный 8 марта 1919 годом, в которой открыто ставится вопрос об «обмене Шаумяна и других военнопленных» на арестованного представителя миссии союзников. Мы собираемся расследовать этот вопрос.

В англоязычной литературе есть сведения о том, что Шаумян действительно выжил и в составе одной группы направился в Индию. Имеются материалы о поездке туда же Микояна. Все это факты, свидетельствующие о фальсификации истории.

Кроме того, найдены и другие интересные документы. В 1934 году правительство Армении обратилось к туркменскому правительству с инициативой соорудить в Красноводске памятник 26-ти и выделило на эти цели 150 тыс. рублей. Иными словами, эта работа проводилась в системном порядке.

Сегодня многое должно быть выяснено. Нет никаких сомнений в фальсификации истории. В период бакинской коммуны и 26-ти комиссаров против азербайджанского народа был совершен акт геноцида. Это доказанный факт. По указанию того же Шаумяна этот геноцид в Губе совершил небезызвестный Амазасп, который открыто заявлял: «Я не признаю советскую власть, я сюда пришел мстить за свой народ». В Баку за один день было убито 14 тыс. мирных, безоружных представителей азербайджанского народа. Во главе этих убийств стоял дашнак Татевос Амирян.

В списке убитых 26 лиц, представленных комиссарами, значатся восемь человек: Шаумян, Азизбеков, Джапаридзе, Фиолетов, Зевин, Карганов, Везиров, Петров. А кто остальные лица? Среди них - Т.Амирян, который не имеет ничего общего с коммунизмом и социализмом, это дашнакский офицер, разбойник, который пролил много крови мирных азербайджанцев. Возникает вопрос: как такой человек, как Амирян, затесался в список бакинских комиссаров? Или же комендант бакинского гарнизона и окрестных сел Авакян. Какое он имеет отношение к комиссарам? В списке комиссаров, повторяю, было всего восемь человек. Поэтому необходимо изучить судьбу каждого человека. Ради раскрытия этой тайны нужно выяснить, что кем были Амазасп, Лалаян, Аветисян и другие преступники и что с ними стало.

Итак, никаких 26 комиссаров не было, их было всего восемь. Остальные, такие как Амирян, - это палачи азербайджанского народа. Это люди, учинившие геноцид азербайджанского народа, совершившие погромы и грабежи в массовом масштабе. Нужно выяснить, при каких обстоятельствах исчезли указанные трое, тел которых не оказалось в могиле. Допустим, Микоян помог им бежать. А что стало с остальными? Мы должны выяснить их личности и дать информацию людям, чтобы они не проливали слезы по преступникам.

- Как Вы прокомментируете протест общественности против эксгумации могилы комиссаров и ее переноса? Как Вы сами отметили, это дело вызвало большой общественный резонанс, причем не только в Азербайджане, но и за его пределами. К примеру, российские коммунисты выражали свой протест по этому поводу.

- Я хочу спросить у российских коммунистов: если целью стояло создание справедливого советского режима, почему Шаумян давал приказы об уничтожении мирного населения, почему он использовал одного из лидеров дашнаков Амиряна, почему привлек Амазаспа, Лалаяна, какое они имеют отношение к коммунизму? Если они были борцами за идею, то они не должны были бежать из Баку, однако в действительности у них не было иного выхода, ибо они были преступниками и вынуждены были бежать. Здесь особо должна быть расследована деятельность Микояна, который их поддерживал. У нас есть определенные материалы о переговорах Микояна в Порт-Петровске.

Есть еще немало сомнительных моментов, в том числе связанных с непонятными обстоятельствами задержания комиссаров. И все эти вопросы необходимо расследовать.

Я очень сожалею в связи с тем, что в СМИ можно встретить некоторые материалы, которые необъективны и оскорбляют достоинство азербайджанского народа. К примеру, о том, что памятник 26-ти должен был быть сохранен. То, что произошло у нас, бывает и в других странах мира, при разрастании городов кладбища внутри него переносятся в другое место. При этом становится обидно, что люди молчат при переносе азербайджанских кладбищ, а сейчас вдруг голос подали защитники Шаумяна. Почему вы его защищаете? Этот человек жил и действовал, исходя из мифической идеи создания т.н. «Великой Армении». Таким людям были чужды идеи коммунизма, социализма, пролетариата. Они уничтожали азербайджанский народ. Документы доказывают это.

После обнаружения тел была в соответствии со всеми правилами и нормами проведена их идентификация, заказаны гробы, и с привлечением мусульманских, христианских и иудейских священнослужителей осуществлен перенос могил на одно из городских кладбищ.

Я хочу обратиться к защитникам этой фальсификации. Эта история уже однажды была сфальсифицирована, и второй такой возможности давать нельзя. Мы в своих исследованиях основываемся исключительно на документах и исторических фактах и мы вернем нашему народу его объективную историю. Мы не отступим от этого пути, пусть нам не навязывают сфальсифицированную историю, как это делали в советское время. Теперь мы являемся независимым государством, и повторения этого не допустим. Я обращаюсь к московским авторам, которые через нашу прессу дают биографии 26-ти. Хочу сказать им: из каких соображений вы даете в большой советской энциклопедии материал о ни кем не признанной «Нагорно-Карабахской Республике»? Существует ли такое образование? Это марионеточный и бандитский режим. Его представители – ничем не отличающиеся от того же Шаумяна люди: Кочарян, Саркисян, - те, кто учинил геноцид в Ходжалы.

Вот какое проявляется отношение. Поэтому на их очередные выдумки наш народ не поддастся, и мы предоставим ему реальную историю.

- Деяния Шаумяна действительно можно приравнивать с современными преступлениями против азербайджанского народа лидеров Армении Кочаряна и Саркисяна?

- Конечно, в полной мере.

- Какие меры планируется предпринять для информирования широкой международной общественности о новых фактах, касающихся 26-ти?

- Разумеется, такая необходимость есть. Посредством СМИ, включая ваше издание, мы периодически будем информировать общественность о результатах исследований.

Помимо этого, мы планируем обязательно перевести на иностранные языки и опубликовать все полученные материалы и распространить их по миру, потому как здесь должен быть пролит свет на многие темные страницы истории.

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

всe эти интервью очень хороши. Но если порыться то я 100% уверен что у многих этих историков имеются немало статей и работ посвящённых национальным героям нашего народа- 26и комиссaрам...

Поэтому к подобного рода "историческим" открытиям отношусь как минимум нейтрально. Интересно какие находки нас ждут лет через 20-30...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут ничего такого нет. В советские времена писались о них только похвалы, стихи, мемуары. В данный момент какие-то архивы, истории, цитаты открылись или увидели свет. Через 20-30 лет будет написано 90 % то, что и сейчас пишется. Это история, она не математика, чтобы было точность. Тут 50 лет назад или вперёд, всё равно одно и то же.

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут ничего такого нет. В советские времена писались о них только похвалы, стихи, мемуары. В данный момент какие-то архивы, истории, цитаты открылись или увидели свет. Через 20-30 лет будет написано 90 % то, что и сейчас пишется. Это история, она не математика, чтобы было точность. Тут 50 лет назад или вперёд, всё равно одно и то же.

и тем не менее посмотрите кто авторы этого пантеона 26 комиссарам:

Год 1968, арх. Г. А. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. И. Зейналов, Н. Мамедов;

Наши интеллигенты которые даже не удосужились вникнуть в суть событий, а слепо выполняли волю Руководства ни это ли циничный пофигизм перед лицом нашей истории. Или возьмите другой пример,

Токай Мамедов за скульптурный монумент «Героическая 11-я  Кавказская Кразнознаменная Красная Армия" получил Государственную Премию СССР в 1980 году, которая фактически была оккупационной. А открывали от имени ЦК КПСС и резали ленту интересно кто конечно мы сами? Правда после событий трагического  20 января 1990 года додумались и снесли монумент???

Из истории известно что эта же 11 Красная армия захватила Армению. Спросите и поищите в источниках , они эти армяне поставили памятник этой 11-й Красно  армии? !  Конечно не поставили, они своих "героев" хорошо различают, зато они поставили за счет оккупантов памятник "геноциду" в 1967 году в отличии от  "благодарных" азербайджанцев, которые  из кожи лезут перед оккупантами, а потом сетуют что нас заставили видишь ли они на самом деле патриоты... кто вас заставлял работать и зарабатывать на унижении и оскорблении нации? не в этом ли кроется  причина всех наших неудач и поражений?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Список расстрелянных комиссаров

Авакян, Багдасар Айрапетович — комендант города Баку.

Амиров, Татевос Минасович — командир кавалерийского отряда.

Амирян, Арсен Минаевич — редактор газеты «Бакинский рабочий»

Шаумян, Степан Георгиевич — чрезвычайный комиссар Кавказа, председатель Бакинского Совета народных комиссаров.

Информация взята отсюда.

Директор Института истории Национальной академии наук Азербайджана Ягуб Махмудов (скопирован из соседних сайт)

Эксперты разделили все тела на три возрастные категории: 11 тел принадлежали лицам от 20 до 29 лет, столько же лиц были в возрасте от 30 до 39 лет, а также один человек в возрасте 40-49 лет. И мы выяснили по имеющимся у нас данным личности отсутствующих лиц среди найденных трупов. Было известно, что к последней возрастной категории (40-49 лет) принадлежали трое из 26-ти. Это Степан Шаумян (40 лет), Мешади Азизбеков (42 года) и Татевос Амирян (45 лет). После проведенной анатомической экспертизы выяснилось, что останки дела принадлежат М.Азизбекову. Итак, среди найденных тел отсутствуют тела Шаумяна, Амиряна и Авакяна.

В могиле не были обнаружены тела Степана Шаумяна, Татевоса Аминяна и Арсена Авеняна", - сказал Махмудов.
(взято отсюда)

Хотелось бы уточнить все-таки, как их звали точно.

Ни дел, ни времени...(с)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут ничего такого нет. В советские времена писались о них только похвалы, стихи, мемуары. В данный момент какие-то архивы, истории, цитаты открылись или увидели свет. Через 20-30 лет будет написано 90 % то, что и сейчас пишется. Это история, она не математика, чтобы было точность. Тут 50 лет назад или вперёд, всё равно одно и то же.

и тем не менее посмотрите кто авторы этого пантеона 26 комиссарам:

Год 1968, арх. Г. А. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. И. Зейналов, Н. Мамедов;

Наши интеллигенты которые даже не удосужились вникнуть в суть событий, а слепо выполняли волю Руководства ни это ли циничный пофигизм перед лицом нашей истории. Или возьмите другой пример,

Токай Мамедов за скульптурный монумент «Героическая 11-я  Кавказская Кразнознаменная Красная Армия" получил Государственную Премию СССР в 1980 году, которая фактически была оккупационной. А открывали от имени ЦК КПСС и резали ленту интересно кто конечно мы сами? Правда после событий трагического  20 января 1990 года додумались и снесли монумент???

Из истории известно что эта же 11 Красная армия захватила Армению. Спросите и поищите в источниках , они эти армяне поставили памятник этой 11-й Красно  армии? !  Конечно не поставили, они своих "героев" хорошо различают, зато они поставили за счет оккупантов памятник "геноциду" в 1967 году в отличии от  "благодарных" азербайджанцев, которые  из кожи лезут перед оккупантами, а потом сетуют что нас заставили видишь ли они на самом деле патриоты... кто вас заставлял работать и зарабатывать на унижении и оскорблении нации? не в этом ли кроется  причина всех наших неудач и поражений?

Ну это совсем другой разговор. Сулейман Рюстям, Самед Вургун, Анар, Элчин и т.д. вес они в то время получали высокие статусы. Время было такое. Тем более Азербайджан (Баку) – где много нации, национальных меньшинств. Такие поемы были посвящены и к Ленину (Джабир Новруз). Много таких примеров можно показывать.

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

список Жука и мой пост правильный, а на сайте может быть ошибки

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Тут ничего такого нет. В советские времена писались о них только похвалы, стихи, мемуары. В данный момент какие-то архивы, истории, цитаты открылись или увидели свет. Через 20-30 лет будет написано 90 % то, что и сейчас пишется. Это история, она не математика, чтобы было точность. Тут 50 лет назад или вперёд, всё равно одно и то же.

и тем не менее посмотрите кто авторы этого пантеона 26 комиссарам:

Год 1968, арх. Г. А. Алескеров, А. Гусейнов, скульпторы И. И. Зейналов, Н. Мамедов;

Наши интеллигенты которые даже не удосужились вникнуть в суть событий, а слепо выполняли волю Руководства ни это ли циничный пофигизм перед лицом нашей истории. Или возьмите другой пример,

Токай Мамедов за скульптурный монумент «Героическая 11-я  Кавказская Кразнознаменная Красная Армия" получил Государственную Премию СССР в 1980 году, которая фактически была оккупационной. А открывали от имени ЦК КПСС и резали ленту интересно кто конечно мы сами? Правда после событий трагического  20 января 1990 года додумались и снесли монумент???

Из истории известно что эта же 11 Красная армия захватила Армению. Спросите и поищите в источниках , они эти армяне поставили памятник этой 11-й Красно  армии? !  Конечно не поставили, они своих "героев" хорошо различают, зато они поставили за счет оккупантов памятник "геноциду" в 1967 году в отличии от  "благодарных" азербайджанцев, которые  из кожи лезут перед оккупантами, а потом сетуют что нас заставили видишь ли они на самом деле патриоты... кто вас заставлял работать и зарабатывать на унижении и оскорблении нации? не в этом ли кроется  причина всех наших неудач и поражений?

"благодарный" армянский народ не забыл своих "героев" которым установили памятники в Ереване:

Памятник армянскому полководцу (зоравару) Андранику на фоне главного ереванского собора,

Зоравар (полководец) Андраник (?)

Полководец Андраник (Андраник Озанян) является самой яркой личностью армянского освободительного движения. Его боевая слава берет свое начало в горах Западной Армении, в которых фидаины подняли знамя борьбы против османского ига. В начале XX века имя полководца звучало по всей стране и наводило страх и ужас на врагов армянства.

Полководец вел борьбу против врагов армянского народа не только в Западной Армении, но и в Восточной, Персии, на Балканах. Бойцы первого добровольческого полка, возглавляемого Андраником Озаняном, во время Первой мировой войны от турецкого ятагана спасли тысячи армян, проживавших в Западной Армении.

В апреле 1919 года полководец, расформировав свой полк, сдав оружие Католикосу Всех армян, уехал за границу. Разъезжая по европейским странам, Андраник стремился собрать новые силы, войти в Киликию и восстановить армянскую государственность. Однако руководители европейских стран и на этот раз оставили на произвол судьбы киликийцев.

В последние годы жизни великий полководец обосновался в США. На чужой земле, в городе Фрезно 31 августа 1927 года перестало биться сердце великого патриота. Велико было горе армянского народа, узнавшего о кончине своего любимца, своего Героя.

"Я не успел завершить свое дело-", были его последние слова. Однако армянский народ чтит память своего легендарного Сына. Его вечно живой дух волнует умы армянства всего мира.

Шаумян Степан Григорьевич

1878-1918

Революционер и политический деятель.

Лучшая работа в Армении скульптора С. Меркурова, 1932 г., где мощные пилоны, установленные по проекту архитектора И. Жолтовского за спиной фигуры героя.ю ограничивают площадь своего рода "Стеной коммунаров".

 

----------------------------------------------------------------------------------------

Видите армянская интеллигенция умная они ставят памятники своим и чужим  не слепо, а по "зову сердца"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опять не то.

У нас и сейчас стоят памятники азербайджанцам как и армянские стоят в Армении. Тот же Азизбеков и Нариманов, которые стоят в центре города Баку и не только памятники, метро, проспекты, улицы и сады носят их имена. Те же Мехмандаров, Шыхлински, (у них не много другая судьба была, но всё же). Много таких полководцев.

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Опять не то.

У нас и сейчас стоят памятники азербайджанцам как и армянские стоят в Армении. Тот же Азизбеков и Нариманов, которые стоят в центре города Баку и не только памятники, метро, проспекты, улицы и сады носят их имена. Те же Мехмандаров, Шыхлински, (у них не много другая судьба была, но всё же). Много таких полководцев.

странная у вас логика. так дело в том что, вы сначало поинтересуйтесь вообще кто этот идейный террорист сектант из банды Камо родом из Тбилиси попал в Баку? он приехал в Баку только  в 1914 году , его дашнакская шайка направила  под видом большевика чтобы поднять бунт и сеять смуту и захватить Баку? Вот какая разница между Азизбековым и Наримановым и теми нахлебниками и  мутильщиками из Малой Азии...У них всегда был двойной стандарт поведения...говорили одно а исподтишка делали "добро"...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не понимаю)

те четверо, которых я назвал, все они "враги" были, или всё таки "наши". Я ведь и полководцев написал

Изменено пользователем ВОSS

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

не понимаю)

те четверо, которых я назвал, все они "враги" были, или всё таки "наши". Я ведь и полководцев написал

Азизбеков был мелкой фигурой для таких игр его просто использовали для ширмы, а вот Фигура Нариманова очень значительная, был председалем ВЦИК СССР и потом он через два года таинственным образом умер...так же как другой нормальный коммунист Шихали Гурбанов. Вот как раз и  ответ на ваш вопрос о роли нашей интеллигенции в годы Советов. В истории все страны и народы когдато жили или находились в разных ситуациях, но работать против своего народа прикрываясь что от него ничего не зависит и что он маленький человек и его руками творилось  зло этого прощать нельзя..., мы все ответственны за все что с нами происходит, а полководцы вообще вне всякой конкуренции  до последнего дыхания они всегда был

и верны своему народу

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Карапет67, вот вы взрослый человек, жили при Советах. Неужели у вас тогда, скажем в начале 80-х было хоть какое-то сомнение в том, что комиссары "ненастоящие"? А если бы вы были комсомольцем еще в 60-х?

Вот так же и те ученые, скульпторы и другие.

Они основывались на истории страны того времени, на на той правде.

Сейчас у нас правда другая, но ругать людей той эпохи и обвинять их в том, что они поддерживали Советскую Власть, неправильно. Они верили в то, что делали тогда.

... и не будите во мне скорпиона...

У меня было тяжелое детство - я до 14 лет смотрел черно-белый телевизор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 

Карапет67, вот вы взрослый человек, жили при Советах. Неужели у вас тогда, скажем в начале 80-х было хоть какое-то сомнение в том, что комиссары "ненастоящие"? А если бы вы были комсомольцем еще в 60-х?

Вот так же и те ученые, скульпторы и другие.

Они основывались на истории страны того времени, на на той правде.

Сейчас у нас правда другая, но ругать людей той эпохи и обвинять их в том, что они поддерживали Советскую Власть, неправильно. Они верили в то, что делали тогда.

Я как раз всегда задавал неудобные вопросы и получал замечание от своих родителей и взрослых что де тебе этого "знать" не стоит и держи язык за зубами и что бу Шура Хекюметинин Ахыры Йохдур. Честно говоря я за свою жизнь так и не увидел ни одного идейного коммуниста. Всех кого я знал были или приспособленцами или не по своей воле имели парт билет или были просто конъюктурщики. А про Шаумяна мне уже тогда нашептывали дома что он убежал в Индию...и про Микояна тоже говорили шепотом...что он неправильной ориентации...хотя и он был бакинским комиссаром и благодаря этому его отпустили? 

Что касается ученых и скульптуров и прочих. Один пример, недавно проходил Союз Архитекторов Азербайджана. Мы все знаем в каком хаосе находится весь Баку и все опытные  архитекторы практически все одним махом недовольны сложившимся положением в строительстве. Так вот я только одного идейного архитектора слышал что он вышел в знак протеста из Союза а все остальные 99% остались ....Вот в чем вопрос! Просто заветный советский кусок хлеба еще у многих перед глазами...типа моя хата с краю....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Один выйдет, 10 найдут. Я бы не хотел, чтобы тема ушла в другую сторону.

Туз, он и в Африке Туз

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 14 years later...

Интеллигент-уголовник: студенческие годы Мешади Азизбекова

%D0%9C.%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0
 

М.Казиев

Среди деятелей революционного движения в Азербайджане, кого в независимой стране не так часто вспоминали добрым словом, был Мешади Азизбеков (1876-1918). К азербайджанскому революционеру, который боролся против царизма, в советское время отношение было прямо противоположное.

Представитель азербайджанской демократической интеллигенции, вышедшей из народа, Азизбеков начал свою революционную деятельность в Петербурге под непосредственным влиянием русских революционных социал-демократов, питерского пролетариата.

Огромное значение для формирования мировоззрения Азизбекова имели годы его работы в Баку. Здесь из него вырастили «профессионального революционера», которого много лет спустя свои же земляки оценивали по-разному. Во советское время — был героем, после развала СССР — предателем. Но в то время, Баку сделал из Азизбекова человека идейного, принципиального и непримиримого.

Вместе с другими большевиками Мешади Азизбеков шел во главе трудящихся Азербайджана в годы первой русской революции, во время столыпинской реакции, в период нового подъема рабочего движения и в годы первой мировой войны Азизбеков принял участие в борьбе за установление Советской власти в Азербайджане в 1917—1918 годах.

В сентябре 1918 года, Азизбеков в числе 26 комиссаров был убит. В советское время его и остальных комиссаров возносили до небес, после развала СССР и обретения Азербайджаном независимости, деятельности Азизбекова была дана другая оценка.

С чего начинался путь известного азербайджанского революционера? Можно сказать, что с его отца — каменотеса Азиза Азимбек оглы, который был активным участником первых выступлений бакинского пролетариата против царизма и капиталистов.

Однажды Азиз Азимбек оглы, защищая права рабочего, открыто выступил против полиции. За это он был арестован, судим и сослан на каторгу, в Сибирь, где он и скончался. В это время Мешади Азизбекову шел тринадцатый год.

 

Азизбеков остался на попечении своей матери — Сальминаз, не имевшей в жизни никакой опоры и рассчитывавшей исключительно на свой труд за который ей платили гроши. Но Сальминаз Азизбекова, твердо решив дать своему сыну образование, посвятила этому всю свою жизнь.Она воспитала в Мешади трудолюбие, силу воли, постоянное стремление к знаниям.

Азизбеков был одаренным мальчиком — он мечтал об учебе, его непреодолимо влекло в школу, к книгам. Но не легко было добиться права на образование сыну мастерового, сосланного на каторгу за выступление против властей. Только благодаря длительным и настойчивым хлопотам матери, 13-летнему Мешади Азизбекову удалось в 1889 году поступить в Бакинское реальное училище.

Азизбеков блестяще учился, был одним из лучших и способных учеников в классе. Товарищи по училищу нередко обращались к нему за помощью и советами. После окончания основного отделения реального училища Азизбеков в сентябре 1894 года едет в Тифлис для продолжения образования в Тифлисском реальном училище. Но ввиду болезни и тяжелого материального положения, Мешади перевелся в дополнительный класс Бакинского реального училища.

 

 

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

%D0%9C.%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0 М.Азизбеков в 1895 г.

Здесь начинает формироваться его мировоззрение. В сознании Азизбекова все больше зреет ненависть царскому режиму. Азизбеков старательно изучает творчество классиков азербайджанской литературы — Низами, Физули, М.Ф.Ахундова и других.

Азизбеков выучил русский язык, что позволило ему читать произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого. Он также стал интересоваться трудами русских революционных демократов — Белинского, Герцена, Чернышевского. Как рассказывали товарищи Мешади по училищу, он был поглощен чтением этих книг.

Несмотря на многие лишения, Азизбеков в июне 1896 года окончил дополнительный класс Бакинского реаяыюго училища и тем самым получил в полном объеме среднее образование.

Чтобы идти в жизни самостоятельной дорогой, Азизбеков решил, как бы трудно это ни было, добиться получения высшего образования. Осенью 1896 года Сальминаз Азизбековой удалось скопить небольшую сумму денег, и Мешади Азизбеков, сдав конкурсные экзамены, поступил в Петербургский технологический институт.

Надо отметить, что царское правительство всячески препятствовало зарождению и развитию национальной интеллигенции у народов, населявших окраины Российской империи. Прием в высшее учебное заведение лиц нерусской национальности был ограничен определенной нормой. Серьезным препятствием для поступления в высшее учебное заведение служила и высокая плата за обучение. Характерно, что когда Мешади Азизбеков возбудил перед Кавказским Учебным округом ходатайство о предоставлении ему одной из немногих стипендий, установленных для учащихся высших учебных заведений, царская администрация ответила на это ходатайство решительным отказом.

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Потеряв надежду на получение стипендии, Азизбеков все же продолжал учиться в Петербургском технологическом институте. В поисках средств к существованию он вынужден был давать частные уроки.

 

Как свидетельствовали его институтские товарищи. Азизбеков своей общительностью, редкой нш-танностью и жизнерадостным, отзывчивым характером быстро завоевал среди студентов любовь и уважение. Он интересовался политическими и общественными вопросами. Он нередко повторял, что лишь таким путем можно подготовиться к общественной деятельности и принести пользу своему народу.

Азизбеков учился в Петербурге в годы бурного роста рабочего движения и широкого распространения марксизма в России.

А тем временем, в 1890-х годах XIX и в начале XX столетия революционная борьба в России набирала обороты. По возвращении из-за границы В.Ленин в 1895 году объединяет существовавшие в Петербурге марксистские рабочие кружки в единый «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», явившийся зачатком революционной пролетарской партии в России. В революционной борьбе рабочего класса, руководимого социал-демократией, активное участие принимала студенческая молодежь.

Азизбеков активно включился во все это. Он стал организовывать студенческие марксистские кружки, участвовал в массовых революционных выступлениях студентов Петербурга.

Одним из первых революционных выступлений Мешади Азизбекова против царизма явилось его активное участие в студенческой демонстрации 4 марта 1897 года. Студенчество Петербурга, возмущенное вестью о самоубийстве в Петропавловской крепости политзаключенной, собралось у Казанского собора, чтобы отслужить панихиду.

Полиция запретила служить панихиду, но Азизбеков заявил «Нет попа — отслужим гражданскую». В результате тысячи студентов распевая революционные песни, двинулись по улицам Петербурга. Эта демонстрация закончилась столкновением с полицией и рядом арестов. Был арестован и Мешади Азизбеков, которого царские власти заключили в петербургскую одиночную тюрьму, получившую в народе название «Кресты».

%D0%9C.%D0%90%D0%B7%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0 М.Азизбеков в тюрьме Кресты (Петербург, 1987 г.)

Азизбеков, будучи активным участником массовых революционных выступлений студенчества, в то же время поддерживал связь с рабочими социал-демократическими кружками.

В эти годы он изучал многие произведения основоположников марксизма-ленинизма. Уже после его смерти, было обнаружено много его личных книг, с пометками на полях. Среди этих книг были произведения «К критике политической экономии», «Кельнский процесс коммунистов», «Классовая борьба во Франции 1848—1849 гг.», «Нищета философии», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», «Положение рабочего класса в Англии», «Политическая экономия», «Социализм», «Развитие капитализма в России» и другие.

 

Азизбеков также продолжал читать русскую классическую литературу, часто посещал петербургские театры, пропадал в библиотеках, ходил на художественные выставки.

В Петербурге Азизбеков окончательно формируется как марксист, революционер. Он также продолжал принимать участие в политических демонстрациях, нелегальных студенческих сходках, рабочих митингах.

Будучи студентом Петербургского технологического института, Мешади Азизбеков не прерывает связей с Баку и время от времени, особенно в дни каникул, а также в моменты особенно угрожающих полицейских преследований приезжает сюда и продолжает свою революционную деятельность.

В Баку Азизбеков был образом связан с рабочими социал-демократическими кружками, существовавшими здесь еще с 1896—1897 годов. Здесь за ним следила полиция, отмечая в рапортах, что студент Петербургского технологического института «Мешади Бек Азизбеков хорошо знает татарскую (азербайджанскую) среду, которая питает к нему доверие. Во время приездов в Баку он вращается в этой среде и никогда с нею не прерывал».

В конце 1904 года, в связи с русско-японской войной, Технологический институт временно был закрыт. Мешади Азизбеков вынужден был прервать учебу и переехать в Баку, где начался новый период его революционной деятельности.

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Məşədi Əzizbəyov nə üçün azərbaycanlılara nifrət edirdi?

 

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

“Xalq düşməni” və ya Sovet hakimiyyətinin qurbanı Məşədi Əzizbəyov

 

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 3 weeks later...

27-ci Bakı komissarı necə sağ qaldı? - Mart soyqırımında Mikoyan - ARAŞDIRMA

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 1 month later...

Şaumyan “26-lar”ın arasından necə yoxa çıxmışdı?

 

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 2 weeks later...

В начале 20 века Баку стал цитаделью народной революции на востоке. В ноябре 1918 года спустя неделю после падения Временного правительства в Петрограде, в Баку был сформирован Бакинский совет рабочих, который позже возглавил большевик Степан Шаумян. В апреле 1918 года Бакинский Совет при поддержке вооружённых отрядов армянской партии «Дашнакцутюн» в результате кровопролитных мартовских событий утвердил свою власть в Баку. Шаумян, который стал лидером комиссаров, удалось заставить вождя поверить в свою преданность партии и лично ее лидеру. Как авантюрист, Шаумян знал: раз человек идет на крупное дело, значит, ему есть где отлежаться в случае провала, так как за ним кто-то стоит. С другой стороны, будучи с востока, рассказы про власть народа, пролетариев и крестьян воспринимал с иронией. Поэтому он себя особо не утруждал, речи про светлое завтра если и произносил, то с одной целью - возглавить сотоварищей. В своих донесениях вождю пролитериата, Шаумян откровенно лгал, что создано 30 марксистских кружков на заводах, из них 20 разгромлено, поднято на борьбу с мировой буржуазией 120 сознательных пролетариев, из них в тюрьме уже гноится 60 человек, на стачках за год избито 70 рабочих, что почти на 100% больше, чем в прошлом году. Товарищ Ленин, естественно, посылал семьям раненых довольствие, ну а те благодарили партию за заботу.

 

Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • 5 months later...
  • 3 months later...

Мешади Азизбеков — «оружейный барон» большевиков из Баку (1905-1911 гг.)

meshedi-azizbekov.jpg
 

После поражения первой русской революции 1905 г. для большевиков наступило тяжелое время. Жандармы и полицейские усилили надзор за рабочими, возросло число провокаторов, работавших на царское правительство. Все это происходило на фоне застоя в промышленности и роста безработицы. Революционные источники сообщали, о наступлениях на рабочий класс, что фабриканты объявляли массовые увольнения рабочих (локауты), заводили «черные книги», куда заносили сознательных рабочих, принимавших активное участие в забастовках.

Однако несмотря на это, революционная деятельность большевиков Азербайджана продолжалась. В июне 1907 года, по окончании V (Лондонского) съезда РСДРП, И.Сталин, С.Шаумян и другие большевики появились в Баку. Здесь они активизировали революционную работу. Среди тех, кто им помогал был и Мешади Азизбеков. В те годы на него большое влияние оказали известные деятели большевистской партии — Серго Орджоникидзе, Степан Шаумян, Алеша Джапаридзе. Азизбеков вместе с ними учился искусству вести за собой массы.

Руководя борьбой бакинского пролетариата, Бакинский Комитет РСДРП также готовил кадры революционеров-азербайджанцев. О благосостоянии местного населения тогда никто не думал — важно было поддерживать взятое политическое направление.

В 1907 году Азизбеков был в числе тех, кто вел борьбу против меньшевиков и их «Руководящего коллектива». Непосредственно возглавляемая Азизбековым и Н.Наримановым организация «Гуммет» играла важную роль в этой идейной борьбе. «Гуммет» выпустил специальное воззвание, в котором и самом категорическом тоне осуждал действия меньшевистского «Руководящего коллектива».

Листовка, выпущенная большевиками в августе 1907 года и подписанная организационной комиссией Балаханского, Биби-Эйбатского, Черногородского, Белогородского и Морского районов Бакинской организации РСДРП и группой «Гуммет», призывала рабочих не признавать «Руководящего коллектива», который не был связан с массами, проводил оппортунистическую политику и совершенно не отражал мнения и настроения бакинского пролетариата.

В этой листовке указывалось, что пять районных организаций Баку и мусульманская социал-демократическая организация «Гуммет», находя, что так дальше продолжаться не может, решили на своих делегатских собраниях выразить недоверие «Руководящему коллективу»» считать его несуществующим, немедленно приступить к созданию нового центра и созыву конференции всех районов.

В результате, бакинские большевики вытеснили меньшевиков из рабочих районов и перетянули на свою сторону подавляющее большинство рабочих социал-демократов. Азизбеков также принимал в этом участие — он выступал в различных районах (Балаханы, Биби-Эйбат и др.), налаживая работу партийной организации. Он также принимал участие в издании большевистских газет в городе.

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В корреспонденции, помещенной в 1907 году в нелегальной большевистской газете «Бакинский пролетарий», сообщалось, что 9 июня в Балаханах, где работал Азизбеков, состоялось подрайонное делегатское собрание членов партии, на котором присутствовало 33 человека. На этом собрании при выборах райкома партии были избраны 8 человек (все большевики). Полиция давно следила за деятельностью Азизбекова — за ним усилилась слежка, участились обыски. Однако арестовать его не удавалось, так как ничего компрометирующего не находили.

 
meshadi-azizbekov-baku-1905-1907.jpg М.Азизбеков в редакции газеты Бакинский Рабочий

Азизбеков тем временем упорно настраивал рабочих против азербайджанских промышленников и меценатов — Г.З.Тагиева, М.Нагиева и других. Он пытался объяснить рабочим, что «азербайджанские капиталисты обманывают народ, выдавая себя за благодетелей, а на самом деле аксплуатируют рабочих так же жестоко, как и все остальные нефтепромышленники и фабриканты».

Промышленники в свою очередь отвечали тем, что использовали силы полиции и жандармов против большевиков. В том же 1907 году был убит большевик Ханлар Сафаралиев. Большевики свалили за это вину на местных нефтепромышленников. Большевики также решили использовать похороны Сафаралиева в качестве политической демонстрации, которой руководил И.Сталин. На демонстрации также принимал участие и Азизбеков, который рассказывал рабочим кто был виновен в убийстве и настраивал массы готовиться к бою с царскими властями.

В поисках эффективных средств борьбы с забастовочным движением, большие надежды возлагались на устройство совещания нефтепромышленников с рабочими. Большевики же снова стали «раскачивать лодку», и летом 1907 года, решили «бойкотировать совещание». Они начали подготовку к всеобщей стачке.

Совещательная кампания, начавшаяся в 1907 году, продолжалась в 1908 году и проходила в борьбе большевиков против меньшевиков эсеров и дашнаков. Царскому официозу и нефтепромышленникам удалось сорвать совещание в начале 1908 года. Однако, наперекор действиям эсеров и дашнаков, рабочие нефтяного Баку все больше и больше верили лозунгам большевиков. Под влиянием большевиков, в январе—марте 1908 года бакинские рабочие добились права открыто собираться и свободно обсуждать свои требования. От всего этого хаоса в Баку страдали прежде всего рядовые граждане.

Между тем, Азизбеков, являясь руководителем азербайджанской социал-демократической организации «Гуммет», находясь в центре всех событий, лично проводил рабочие собрания на предприятиях, разъяснял рабочим-азербайджанцам значение борьбы вокруг совещания. Возглавляемые Азизбековым рабочие-азербайджанцы высказались за большевистскую тактику во время совещательной кампании. Так, в своей резолюции восемнадцать уполномоченных от 10 балаханских фирм высказались за присоединение рабочих-азербайджанцев к участию в совещании с гарантиями.

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

В начале 1908 года Ааизбеков поехал в Петербург для завершения высшего образования. Большевики использовали это для влияния на массы. Об окончании Азизбековым Петербургского технологического института в марте 1908 года азербайджанская газета «Иршад» сообщала: «Позавчера телеграф принес нам приятную весть о том, что известный по своим заботам о народе не только среди мусульман Баку, но и среди всего населения, твердый в своих убеждениях господин Мешади-бек Азизбеков сдал государственные экзамены в Петербургском политехническом институте и получил диплом горного инженера. Выражая свою глубочайшую удовлетворенность сообщением телеграфа, отмечаем, что мусульманский мир нуждается в тысячах подобных Мешади-беку высокообразованных и культурных борцах для того, чтобы воспрянуть от сна и пойти по пути культуры и благоденствия».

Вернувшись в Баку с дипломом инженера, Азизбеков продолжил революционную деятельность. К этому времени во всем городе усилились беспорядки. С первых же дней приезда Азизбекова в Баку он стал подвергаться новым преследованиям. Так, однажды, полиция внезапно устроила обыск в его квартире. В комнате, где производился обыск, под ковром у постели жены Азизбекова, было спрятано оружие. Женщине на свой страх и риск удалось под чадрой вынести из комнаты связку оружия. Полиции ничего обнаружить не удалось.

Как-то жандармам удалось узнать о месте собрания большевиков. Среди собравшихся были Шаумян, Джапаридзе и Азизбеков. Азизбеков нашел способ из положения: он вывел Шаумяна, Джапаридзе на крышу дома, и помог им спуститься по веревке в соседний двор и ускользнуть от полиции.

И тем не менее, полиция продолжала аресты большевиков по всему городу. Азизбеков старался использовать легальные возможности для ведения революционной работы. Уцелевшие легальные организации являлись как бы прикрытием для подпольных организаций партии и средством связи с массами. Для того, чтобы сохранить связь с массами, большевики использовали профсоюзы и другие легальные общественные организации: больничные страховые кассы, рабочие кооперативы, клубы и культурные общества, народные дома. Как видно, большевики абсолютно любую возможность, чтобы продолжать распространять свое влияние на жителей города.

 

Азизбеков также пытался проводить работу среди азербайджанской интеллигенции. Он встречался с Джалилом Мамедкулизаде, поэтом Сабиром, актерами Гусейнбалой Араблинским, Гусейн-Агой Сарабским, Мирза-Агой Алиевым, писателем Мамед-Сеидом Ордубади, композитором Узеиром Гаджибековым и другими. Некоторых из них Азизбекову удалось настроить на «нужную волну». Например, поэт-сатирик Мирза Алекпер Сабир, в годы своей работы в балаханской рабочей школе во время первой русской революции в период реакции был тесно связан с Азизбековым.

Известно о большой любви Азизбекова к сцене и к азербайджанским артистам. Определенные усилия он прилагал чтобы помочь азербайджанскому театру. В 1910 году после долгой подготовки на сцене азербайджанского театра была поставлена пьеса Шекспира «Отелло». Выдающийся азербайджанский трагик Гусейн Араблинский играл роль Отелло. Эту роль он сыграл блестяще. За кулисы раньше всех пришел Азизбеков, который поздравил Араблинского. Так же поздравил он с блестящим успехом всех участников спектакля и при этом сказал: «Старайтесь привлекать азербайджанских женщин на сцену. Наша сцена будет прекрасна и богата, когда в роли Дездемоны выступит азербайджанка».

В дальнейшем, в советской печати указывалось, что Араблинсккй называл Мешади Азизбекова своим «спасителем», ибо Азизбеков много раз выручал его из материальной нужды.

Азизбеков был связан и с прогрессивным азербайджанским журналом «Молла Насреддин», редактором которого был выдающийся писатель-сатирик и общественный деятель Азербайджана Джалил Мамедкулизаде. 12 июня 1907 года, в связи с закрытием журнала «за антиправительственную направленность», был произведен обыск на квартирах работников, редакции. Обыску подвергались и квартира Мешади Азизбекова.

Азизбеков работал в культурно-просветительском обществе «Ниджат-маариф» («Спасение в просвещении»), объединившем лучшую часть азербайджанской революционно-демократической интеллигенции. Будучи заместителем председателя этого общества, Азизбеков в 1909 году сделал отчетный доклад, в котором отметил, что «Ниджат-маариф» провел юбилей Л.Толстого и грузинского поэта Церетели, организовал спектакли в рабочих клубах, открыл школы в уездах Азербайджана и т.д.

Начальник Бакинского городского жандармского управления в апреле 1909 года представил в департамент полиции «список существующих просветительных обществ частной инициативы и лиц, стоящих во главе означенных обществ». В нем называлось и общество «Ниджат-маариф». Тут же упоминался Азизбеков, театральная секция общеобразовательных курсов и народных развлечений, членами, которой были Узеир-бек Гаджибеков, Мирза-Ага Алиев, Мурад Мурадов и др.

В своих воспоминаниях, народный артист СССР Мирза-Ага Алиев рассказывал о деятельности Азизбекова в обществе «Ниджат-маариф» следующее: «Как только товарищем председателя общества стал Азизбеков, работа этого общества осообенно улучшилась. Руководители бакинских театральных кружков созываются на совещание и М.Азизбеков предлагает им создать единый театр при этом обществе. Эта прекрасная инициатива обеспечивает создание хорошей театральной труппы в Баку. С этого времени актеры получают зарплату от этого общества, выезжают в рабочие районы с постановками. Таким образом, по инициативе Мешади Азизбекова создается сильная артистическая труппа. Кроме этого, Азизбеков организовал общежитие дня нуждающихся учащихся. Общество «Ниджат-маариф» выделяло деньги и оказывало материальную поддержку нуждающимся актерам. Будучи занят революционной работой, Азизбеков много внимания уделял работникам искусства. Он хотел помочь мне и Араблинскому отправиться на учебу в Москву. К сожалению, эта его инициатива не была поддержана реакционными купеческими элементами общества».

Все эти усилия Азизбеков прилагал для того, чтобы можно было свободно распространять идеи большевиков среди артистов театра, не говоря уже о том, что деньги им выделялись тоже не безвозмездно. Это подтверждается воспоминаниями одного из участников общества «Ниджат-маариф». Он рассказывал, что Азизбеков проводил также большую педагогическую работу на организованных при обществе «Ниджат-маариф» вечерних курсах. Азизбеков обычно читал на этих курсах лекции на политические темы, разъяснял задачи революционной социал-демократии, проводил агитацию среди азербайджанской интеллигенции за вступление в ряды большевиков.

 

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

 
%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB-%D0%91%D1%83%D0 1905. Забастовщики у здания конторы нефтепромышленной фирмы Олеумъ

Как видно из сообщения газеты «Терегги» («Прогресс») от 8 декабря 1912 года, Мешади Азизбеков был избран также в управление школьной комиссии при обществе «Ниджат-маариф». Азизбеков также уделял внимание просвещению рабочих-азербайджанцев. Он организовал ряд воскресных школ для рабочих-азербайджанцев, где сам вел преподавательскую и лекционную работу.

Одной из важных форм легальной работы бакинских большевиков в годы реакции были кампании по выборам в Государственную думу. Сталин много лет спустя говорил: «Это был период поворота нашей партии от открытой революционной борьбы с царизмом к обходным путям борьбы, к использованию всех и всяких легальных возможностей…».

Еще в 1907 году большевики Баку провели широкую кампанию по выборам в III Государственную думу, испольяуя ее для разоблачения самодержавия. Сталин непосредственно руководил этой кампанией, в которой большевики одержали победу над меньшевиками. Выбранными от рабочей партии г. Баку оказались большевики, а меньшевистские кандидатуры провалились. Это свидетельствовало о росте авторитета большевиков среди рабочих. Бакинская городская дума являлась именно тем местом, которое большевики намеревались использовать. Туда, в качестве гласного входил Мешади Азизбеков. Как видно из сообщения газеты «Иршад», трудящиеся Баку еще в 1906 году выдвигали кандидатуру Азизбекова в Городскую думу. Уже тогда, во время выборов в Городскую думу в октябре 1906 года, Азизбеков на собрании избирателей выступил с резкой критикой системы выборов.

Реакционеры всемерно старались не допустить выдвижения кандидатуры Азизбекова, однако в декабре 1911 года Азизбеков был избрав гласным в Городскую думу. В окончательном списке гласных Бакинской городской думы, состоящих на службе по Городскому общественному управлению, в числе других значилась фамилия городского электротехника Мешади-бека Азизбекова. Какие методы использовали большевики для продвижения своего человека в думе, не разглашалось.

Так началась легальная общественная работа Азизбекова в Городской думе. Свою деятельность большевика-подпольщика он сочетал с легальной работой в Бакинской городской думе.

Азизбеков также оказывал помощь азербайджанцам принимавшим участие в движении в Южном Азербайджане (Иран) в период 1905-1911 гг. Помощь азербайджанцам в Иране оказывала Закавказская большевистская организация, в частности Азизбеков, стоявший во главе «Бакинского Комитета помощи иранским революционерам». Немалую роль сыграла и партия «Гуммет», которая была связующим звеном между большевиками Закавказья и революционерами в Иране. Иранские революционные демократы создали свою организацию, именовавшуюся «Мюджахид» («Добровольцы»). «Гуммет» же поставляла им оружие, литературу и тд.

Прибывавшие в Южный Азербайджан закавказские революционеры развернули там большую работу. Они всячески поощряли движение Саттар-хана, снабжая его всякими средствами для продолжения борьбы с правительством.

В период революции в Иране, Азизбеков был выделен Бакинским Комитетом РСДРП для оказания помощи иранским революционерам. Квартира Азизбекова превратилась в главный склад оружия и нелегальной литературы, отправляемых в Иран. В то время ее называли «Штабом боевой дружины»; здесь часто собирались демократы на руководимые Азизбековым совещания по вопросу организации помощи революционерам Ирана.

В начале мая 1908 года Азизбеков, по заданию Бакинского Комитета, отправился в Решт на пароходе «Эвелина», где командиром был двоюродный брат Азизбекова — Дадаш Касымов, согласившийся переправить Азизбекова с нелегальным грузом через Энзели в Решт. Азизбеков вез в Иран револьверы «Маузер», «Наган», «Браунинг», патроны и бомбы. До выезда, в Баку Азизбеков вместе с гумметистами переправил через Араз в Иран винтовки, патроны и бомбы. С Азизбековым в Решт выехало более 20 гумметистов.

По возвращении в Баку, Азизбеков на совещании «Гуммета» отчитался о работе, проделанной гумметистами в Иране. Азизбеков подробно рас¬сказал о встрече с Саттар-ханом, который просил передать гумметистам благодарность за оказанную помощь и выразил уверенность, что эта помощь будет оказываться и в дальнейшем. После возвращения из Ирана, Мешади Азизбеков продолжал переправлять иранским революционерам оружие и нелегальную литературу.

В 1910 году М. Азизбеков снова отправился в Иран, но уже легально, имея заграничный паспорт, с поручением фирмы Нобеля построить в Реште электрическую станцию и жилые помещения. В эту поездку Азизбеков также вез большую партию оружия и нелегальной литературы на азербайджанском и фарсидском языках. В Реште, как и в первый приезд, он сумел связаться с революционерами Тебриза. Через капитана парохода «Эвелина» Азизбеков сообщил Серго Орджоникидзе о возможности выехать на этом же пароходе через Энзели в Решт.

Вместе с другими закавказскими революционерами, посланными в Иран, Орджоникидзе и Азизбеков создали в Реште и Энзели социал-демократические организации и вооруженные отряды. В Баку Азизбеков продолжал свою деятельность в организации «Гуммет».

По материалам книги М.Казиева

Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...