Arif 2010 Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 Хорошая статья. Академик Юрий Помпеев: живые содрогнулись, узрев мертвых ходжалинцев Вместе с другими литераторами я бывал в «горячих точках», но наиболее внимательно следил за событиями на Южном Кавказе, особенно пристально – за азербайджанским Карабахом. Юрий Помпеев – человек, не нуждающийся в представлении. Именно он – журналист, публицист, академик, человек с непредвзятым мышлением и независимым взглядом был одним из первых российских журналистов, описавших ужасы совершенных армянами зверств над мирными жителями Азербайджана. Его книги о Карабахском конфликте переведены на многие языки мира. Свою книгу «Кровавый омут Карабаха» автор издал в 1992 году, спустя несколько месяцев после Ходжалинского геноцида. Не ошибемся, если скажем, что Юрий Помпеев был одним из немногих российских журналистов, придерживавшихся непредвзятого подхода к карабахскому конфликту в те непростые дни. Ему удалось, что называется, пробить информационную блокаду и рассказать правду о событиях в Карабахе. На вопрос, какие факторы подвигли его к изучению Карабахского вопроса, Юрий Помпеев отвечает: – Нелегко погружать себя в события 18-летней давности, но масштаб и зловещность Апокалипсиса в Ходжалы подобны смрадному затмению человеческого разума и нуждаются в аналитике, несмотря на спазмы в горле. Начну с того, что я был тогда и остаюсь сейчас евразийцем в Гумилёвском понимании этого термина, то есть приверженцем славяно-тюркского единения, спасительного для России. И когда Зорий Балаян в «Очаге» выплеснул злобную националистическую волну, направленную прежде всего против тюркского мира, стало понятно, что вполне возможен путь омерзительно-катастрофического распада страны. Вскоре стала раскручиваться пружина армянского террора против азербайджанцев и взаимных этнических чисток по схеме, бесстыдно объявленной в одной из статей Галины Старовойтовой о национальном самоопределении: 1. Ощущение угрозы. 2. Народное сопротивление. 3. Конфликт становится фактом общественного сознания. 4. На первый план выходит идея автономии. 5. Поиск признания за рубежом. 6. Война законов. 7. Центральное правительство использует принуждение. 8. Радикализация сторон. 9. Экономическая блокада. 10. Стороны берутся за оружие. 11. Война объявлена. 12. Полномасштабный вооруженный конфликт. Это был беспощадный кровавый замысел не только по узурпации азербайджанских земель в Нагорном Карабахе и вокруг него, но и по развалу «одной шестой». На возрождающееся в Азербайджане государство оказались наброшены карабахские кандалы. В ленинградской писательской организации в начале 1988 года возникла комиссия по межнациональным проблемам, которую мне выпала честь возглавлять. Добрые отношения поддерживал я и с Президентом Русского Географического общества профессором С.Б. Лавровым. Так что особого одиночества в общественных кругах я тогда не испытывал, хотя и понимал, что «Рубик Всемогущий» (этот сатирический термин возник, по-моему, в прошлом году) воплощает принцип дашнакского идейного национал-шовинизма: «Я – сначала армянин, а потом уже писатель, прокурор!» (или любое должностное лицо – неважно). Вместе с другими литераторами я бывал в «горячих точках», но наиболее внимательно следил за событиями на Южном Кавказе, особенно пристально – за азербайджанским Карабахом. Беспристрастные историки конфликта расскажут со временем, как били стекла в домах людей, не соглашавшихся выходить на демонстрации, как в газете «Советский Карабах» под рубрикой «предатели» публиковались списки армян, решивших уехать из города. Как среди бела дня отступников от «великой борьбы за воссоединение с Арменией» избивали, либо – устраняли на глазах свидетелей, чтоб другим неповадно было. Карабахский вопрос, как Вы выражаетесь, стал для меня повседневной болью, которая с каждым зигзагом обострялась. За книжное повествование я принялся в февральские дни 1992 года, когда 25–27 февраля произошла трагедия, перед которой померкли кошмары средневековья. В древнем азербайджанском поселении Ходжалы пострадали тысячи мирных жителей, в том числе женщины, дети, старики. Армянские боевики вели себя так, словно на азартной охоте. Страшной смерти были преданы и турки-месхетинцы, беженцы из Ферганской долины, – те несчастные, которые, миновав все круги ада, казалось бы, нашли приют на земле Азербайджана. Их вина заключалась только в одном: они были тюрками. До моей питерской обители доходили свидетельства очевидцев. Петр Люкимсон, израильский публицист, писал в газете «Курьер»: «Никто даже не потрудился закопать трупы ходжалинцев, чтобы скрыть это чудовищное преступление, – их тела были просто разбросаны по горам, и с высоты птичьего полета взору журналистов открылась страшная, поистине сюрреалистическая картина». Изувеченные трупы самосвалами свозили к мечети в Агдам. Те, кто их обмывал и оплакивал, уже привыкли к виду смерти. Но живые содрогнулись, узрев мертвых ходжалинцев. Казалось, что трупы были перепаханы гусеницами танков и бронемашин. Последний миг этих людей был поистине страшным. Они умерли в муках, с которыми могли, быть может, сравниться страдания распятого Иисуса Христа. Бесстрашный стрингер Юрий Романов, оказавшийся 27 февраля 1992 г. вместе с оператором Чингизом Мустафаевым на поле, усеянном изуродованными трупами ходжалинцев, запомнил в санитарном поезде полном раненных девочку лет шести с перевязанной головой. Он вспоминал: - Повязка полностью закрывает ей оба глаза. Не выключая камеры, я наклоняюсь к ней: Что с тобой, милая? Слышу в ответ: - Глазки горят... Глазки у меня горят... Дядя! Глазки горят! Врач трогает меня за плечо: - Слепая она. У нее глаза выжжены окурками... Когда ее привезли к нам, из глазниц торчали окурки. Такие съемки даром не проходят: утром Романов обнаружил на висках неизбывную седину. Сегодняшние пользователи армянских сайтов заявляют по поводу ходжалинской резни и расправы над беззащитными людьми: - Подумаешь, постреляли маленько турков и азеров. Правильно сделали! Наши фидаи со времен Андраника до Монте неплохо этих животных резали. Начинаешь задумываться: может быть, прав в своем сумрачном прогнозе сегодняшний Ньютон, кембриджский профессор Стивен Хокинг: «Человечество погибнет в ближайшие сто лет». Разве заслуживают вселенского бытия так рассуждающие представители рода homo sapiens? Ясно одно: нацистский бред не будет изжит, пока не осуждены его творцы, – не только фашиствовавшие дашнаки Андранинк Озанян или Гарегин Тер-Арутюнян (Нжде), но и «герои Армении» Монте Мелконян, Сержик Саркисян и т.п. Что касается явно проармянской позиции российских и прочих СМИ при освещении событий в Карабахе, то психологически это можно объяснить очарованием зла – есть такое явление. Средства же массовой информации подвержены подкупу, шантажу и прочим удовольствиям со стороны, бесспорно, сильной диаспоры. Есть и пресловутая иерархия народов, которой придерживаются слабо образованные журналисты, не представляющие, что такое историческое время, судьба России, патриотизм. Большего осуждения, как мне представляется, заслуживают сегодня те литераторы и политологи, которые исповедуют позицию «ни нашим, ни вашим», покрывая, таким образом, армянскую агрессию и злодеяния. Известно ведь давнее предупреждение: бойся равнодушных. Возможно, это объясняется общностью религии, которую армяне всегда использовали как орудие в борьбе с азербайджанцами и получении помощи от России, в том числе царской России. Всем хорошо известно участие армянской церкви в разжигании карабахского конфликта, известны и высказывания католикоса всех армян в 1988 году, подстегивавшего разъяренных армян к противостоянию с азербайджанцами. Разве в этом предназначение духовных деятелей? По идее, духовность призвана объединять, а не сталкивать народы… По моим понятиям, национальное сознание сохраняется с большей страстностью и бережливостью, чем религиозное единомыслие. Кроме того, высочайшая внутренняя солидарность основана не на этнической, как в примитивных землячествах, а, скорее, на этической близости. Что касается армянской церкви, то она объединяет два начала – и племенную принадлежность (поскольку это церковь всех армян) и, естественно, единомыслие. Ошибаются те из моих соотечественников, которые относят армянскую церковь к православию. Это – инославная вера. Ее исповедники и поступают инославно, проводя политику изоляционизма и межнационального раздора. Я писал о выступлении католикоса всех армян 25 февраля 1988 года, накануне погромов в Сумгаите. Но Всевышний, как известно, правду знает, да не скоро скажет. И всё же, Бог не в силе, а в Правде. Сегодня совершенно очевидно, что армянский народ только проиграл от оккупации земель Азербайджана, народ влачит тяжелое существование, зато идеологи войны в Карабахе, как Зорий Балаян, разъезжают по миру, живут в богатстве, получая всевозможные дивиденды от своей известности, обретенной благодаря разжиганию межнациональной розни; участники карабахского конфликта возглавляют руководство Армении, имею ввиду Сержа Саркисяна и Сейрана Оганяна. Выходит, на народе, его чувствах, банально нажились. На главный вопрос – Qui prodest? – я подробно ответил в только что вышедшей в московском издательстве «Канон+» книге «Карабахский дневник». Хотя власть самоопределившихся в нынешнем Ереване бывших карабахцев, хорошо знавших не только азербайджанский язык, но и тюркскую доверчивость, гостеприимство, эта власть именуется в сегодняшней Армении «порочной, унизительной, криминальной, не делающей чести нашему народу» (цитата принадлежит Левону Тер-Петросяну). Армения расколота по главному карабахскому вопросу: за нынешнюю власть голосует одна из половин всё еще не прозревшего, обманутого населения. Полагаю, что одним из дивидендов своей изуверской известности должно стать неминуемое участие упомянутых Вами лиц в качестве подсудимых на международном процессе по ходжалинскому геноциду. Не исключая, видимо, и Зория Балаяна: он – основной игрок, номенклатурный интеллигент, кавалер высшей награды. Ему и ответ держать. Немного хотелось бы сказать по поводу мирного урегулирования Карабахского конфликта. Компромисс, на мой непросвещенный взгляд, возможен только после прекращения оккупации азербайджанских земель и возвращения на эти запущенные земли беженцев и вынужденных переселенцев. Компромисс должен привести к восстановлению древнесоседского доверия между двумя народами. Демонтаж военно-криминальной системы власти в Ереване – дело самого армянского народа, его здравомыслящей части. Мир возможен при условии искреннего покаяния армянского народа и призыва к ответу палачей из его числа. Остальное – за простыми людьми. Они смогут в перспективе восстановить уважение друг к другу. Армянская диаспора, широко представленная в России, не пыталась изменить мою точку зрения, скорее армяне пытались очернить меня в глазах общественности. В самой первой рецензии на «Кровавый омут Карабаха» в одном из армянских изданий подчеркивалось, что автор, конечно, дебил, он «двух-трех умных связных мыслей выразить не умеет». Но книга, на их взгляд, «оставляет впечатление вполне энциклопедического издания, на подготовку и выпуск которого работали целые научно-исследовательские коллективы». Я же работал один и выпускал книгу за свой счет, обложку готовил мой сын. Представление книги прошло на фото-публицистической выставке в Союзе художников Санкт-Петербурга «Правда о войне в Карабахе». На той выставке впервые демонстрировались доказательства геноцида азербайджанцев, и не только в Ходжалы. Выставку 5 сентября 1992 года открывал г-н В.С. Ягья, тогдашний зам. председателя Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. Напомню, что главой Комитета по внешним связям был тогда нынешний премьер Владимир Путин. Правда и то, что после выхода книги «Кровавый омут Карабаха», по материалам одной из газетных питерских рецензий, в начале 1993 года я был приглашен в прокуратуру Санкт-Петербурга, но обвинения в разжигании межнациональной розни тогда не последовало… Чего я наслушался за последние годы, так это Интернетовской брани, – как результат внимания к моим работам, размещенным на многих сайтах. Самый распространенный укор: «Вы – враг России и Армении. Ваши контакты с азерами в верхах РФ не нравятся». Отрадно, что критик мой близок к верхам РФ, раз от их имени предупреждает. Завершить хотелось бы запиской, обнародованной мной в печати еще в 1990 году. Мне ближе сегодня мнение об азербайджанцах, высказанное прекрасным армянским писателем Грантом Матевосяном, устами одного из своих героев: «Азербайджанцы – хороший народ, хлеб у них добрый, и сами на язык бойкие, молодцы. И ведь древний народ. Эта земля, по которой ступаем, ихняя. Я удивляюсь, как это они пустили нас в свои горы». Есть у азербайджанцев одна притча. Пришедшего в гости приняли, накормили, напоили, дали ночлег. Наглый гость начал хвалить всё подряд, зная местный обычай: всё, что нравится пришельцу, то принадлежит ему: это закон. Гостю дали много подарков, но перед уходом заставили снять сапоги и стряхнуть с них землю. «Земля у нас одна, – говорят в Азербайджане, – и в ее дар мы не даем». Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
leviathan Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 Респект Юрию Помпееву. За девочку, с которой говорил Юрий Романов, сердце разрывается... Цитата The silence is hurting Inside it's cold Sleep or die Nowhere to go Nowhere to hide His light went out Tarja Turunen "Boy and the Ghost" © 2007 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Суфий Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 Сильная статья. Искренняя. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Patrick Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 Вот она Русская Душа ,о которой говорят и пишут и так редко встречающаяся в самой России. На тонком уровне прочувствовать чужую беду ,пропустить через себя все переживания , страдания , не справедливость, унижение , оскорбления ,пренебрежение , клевету и смерть. Мог же этот ЧЕЛОВЕК пройти мимо чужого горя ? Мог, мог ,мог - да не прошёл. Цитата Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог... Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
leviathan Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 Вот она Русская Душа ,о которой говорят и пишут и так редко встречающаяся в самой России. На тонком уровне прочувствовать чужую беду ,пропустить через себя все переживания , страдания , не справедливость, унижение , оскорбления ,пренебрежение , клевету и смерть. Мог же этот ЧЕЛОВЕК пройти мимо чужого горя ? Мог, мог ,мог - да не прошёл. Правда. Многие свои прошли - он не прошел. Цитата The silence is hurting Inside it's cold Sleep or die Nowhere to go Nowhere to hide His light went out Tarja Turunen "Boy and the Ghost" © 2007 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
leviathan Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 (изменено) В России люди хорошие, человечные. В отличие от большинства их политиков и испорченного поколения. Изменено 17 мая, 2012 пользователем manafozavr Цитата The silence is hurting Inside it's cold Sleep or die Nowhere to go Nowhere to hide His light went out Tarja Turunen "Boy and the Ghost" © 2007 Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Patrick Опубликовано: 17 мая, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 17 мая, 2012 (изменено) Правда. Многие свои прошли - он не прошел. Переход к капитализму повлиял на характер русского человека, впрочем как и на остальных .( Из-за таких прекрасных ЧЕЛОВЕКОВ относишься с терпением к русскому народу. Они заставляют хотя бы ради них не относится по - другому. Я встречал несколько раз такого рода людей , для меня было неожиданностью. Изменено 17 мая, 2012 пользователем Patrick Цитата Всевышний уважал меня, покуда бунтовать я мог... Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
?irin baba Опубликовано: 24 августа, 2012 Жалоба Share Опубликовано: 24 августа, 2012 (изменено) Уважемый нами Профессор Юрий Алексей Помпеев в те 1990 и 1992 годах был одним из правдивых людей я его книгу читал он написал свою книгу после кровавого ходжалинского омута!!! Изменено 24 августа, 2012 пользователем ?irin baba Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ратмир Опубликовано: 6 декабря, 2023 Жалоба Share Опубликовано: 6 декабря, 2023 Литовский фотожурналист Ричардас Лапайтис рассказал Bаku TV RU о зверствах армян Цитата «Патриотизм — это добродетель порочного». Оскар Уайльд Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 22 марта Жалоба Share Опубликовано: 22 марта Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
SUMGAYIT Опубликовано: 29 июля Жалоба Share Опубликовано: 29 июля Цитата Добро пожаловать в SUMGAYIT, город-герой, город боевой славы! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Ледокол Опубликовано: 10 сентября Жалоба Share Опубликовано: 10 сентября Территории нет, «государство» тоже уберите Махмуд Шнир Автор Caliber.Az На днях на брифинге глава постоянной парламентской комиссии по внешним связям Национального собрания Армении Саркис Ханданян сказал чистую правду, а именно: «В нынешних условиях возвращение жителей «арцаха» нереально». очередной щелкунчик из сарсаха Что ж, налицо проблески здравого смысла, но вот хотелось бы добавить, что возвращение нереально не «в нынешних условиях», возвращение нереально вообще, за неимением того, что когда-то называлось «арцахом», и все разговоры о том, что «армяне обязательно вернутся» - это сотрясение воздуха. Довольно забавное, для некоторых прибыльное в деле получения политических очков, но, по-большому счету, совершенно бесполезное. До тех пор, пока азербайджанцы не вернутся в Западный Азербайджан, вопрос возвращения армян в Азербайджан даже обсуждаться не будет. Так что - вопрос закрыт, вопрос закрыт навсегда, и пора бы это просто запомнить. К сожалению, на политической сцене Армении есть не только относительно вменяемые персонажи, которые начинают кое-что понимать. Есть и другие, и этих других достаточно, нет, я не о Баграте Галстаняне, а о зампреде РПА Армене Ашотяне, который сейчас находится в тюрьме «Нубарашен». глистопёр зря попёр на полицаев Так вот, Армен Ашотян разошелся, и в своем заявлении коснулся сразу нескольких тем, позвольте процитировать: «В вопросе «Нагорного Карабаха еще не поздно разработать и использовать концепцию «Государство без территории». По его словам, он не претендует на готовые рецепты, но полностью готов включиться в командную работу, цель которой - формирование нового «арцахского» движения. «К сожалению, единичные инициативы, индивидуальные усилия даже самых патриотичных и честных людей не решат этот системный и глубокий вопрос. Считаю, что еще не поздно выработать и запустить для «республики арцах» концепцию «Государство без территории». Что касается требования Азербайджана по расформированию Минской группы ОБСЕ, то, по его словам, Баку пытается упразднить единственную признанную международным сообществом структуру, которая занимается вопросом Карабаха: «Вопрос «арцаха» не закрыт, и существование МГ ОБСЕ — международная фиксация этого». По словам Ашотяна, «нельзя допустить расформирования Минской группы, потому что она хоть и заморожена, но это спасательный круг, чтобы удержать тему на плаву. И рано или поздно страны-сопредседатели возобновят общение». Ну, давайте по порядку. Насчет «без территории» — с этим мы совершенно согласны, возражений не будет, потому что тут Ашотян сказал чистую правду. А если нет территории, то и формирование «нового движения» особой пользы не принесет. Мы посмеемся, а Армения потратит ресурсы, которые при наличии более-менее рационального мышления могла бы потратить с большей пользой. Но от некоторых, видимо, нельзя требовать слишком многого. Что же касается Минской группы ОБСЕ, то ее нужно распустить за ненадобностью, по причине торжества международного права и отсутствия предмета обсуждения. Армянское население добровольно покинуло Азербайджан, что зафиксировано отчетом соответствующей миссии ООН, которая посетила освобожденный от сепаратистов Карабах в октябре 2023-го года, а в отчете этой авторитетной организации черным по белому написано следующее: «Миссия посетила город Ханкенди, где группа встретилась с населением и представителями общин и смогла лично познакомиться с ситуацией в области здравоохранения и образования. Миссия не наблюдала нанесения ущерба гражданской и общественной инфраструктуре, включая больницы, школы и жилые дома, а также культурной и религиозной инфраструктуре. Наши коллеги не получали сообщения — ни от местного населения, ни от других — о насилии в отношении гражданских лиц. Никаких разрушений сельскохозяйственной инфраструктуры или мертвых животных члены команды ООН также не увидели». Так что — расходитесь, потому что кино уже закончилось. Страны-сопредседатели могут, конечно, продолжать общаться, но что-то мне подсказывает, что они и сами всё понимают, не маленькие. А если уж совсем начистоту, то этот вопрос раз и навсегда закрыт совершенно не ООН, не МГ ОБСЕ, не ПАСЕ и даже не странами-сопредседателями, а Вооруженными силами Азербайджана. Как показывает практика, именно Вооруженные силы Азербайджана являются гарантией как территориальной целостности Азербайджана, так и носителями международного права. А нравится это кому-либо или нет — то дело последнее, и интересует нас только в контексте «как это может на нас отразиться». А раз «это» на нас никак отразиться не может, то и интересоваться «этим» мы не собираемся. Правда, соответствующие органы Азербайджана (от МИД до Минобороны) будут внимательно следить за тем, чтобы ни у кого и в мыслях не было сделать нам какую-либо пакость. Помните фразу героя Шукшина из «Калины красной»: «Впредь буду строго наказывать»? Оно самое. А это, товарищи, цитата из заявления пресс-секретаря МИД Азербайджана Айхана Гаджизаде. Отвечая на вопросы местных СМИ о высказываниях министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна по поводу мирного соглашения и коммуникаций, Гаджизаде сказал: «Для подписания проекта соглашения Армения должна, прежде всего, внести соответствующие изменения в свою Конституцию, в которой сейчас говорится о территориальных претензиях к нашей стране. Армения знает, что у неё есть письменные и подписанные обязательства по открытию коммуникаций, связывающих западные районы Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой, но не выполняла их последние 4 года». Но это логичное и справедливое заявление вызвало негодование у «эксперта по вопросам Азербайджана» Татевик Айрапетян: «Это еще раз доказывает, что Азербайджан не подпишет ни одного документа. тупая клуша дорвалась до кормушки Между тем, пока руководство РА хранит молчание по поводу территориальных требований Азербайджана, проводимой государственной политике называть нашу страну «Западным Азербайджаном», Азербайджан продолжает требовать изменения Конституции РА, тем самым напрямую вмешиваясь во внутренние дела РА». По большому счету, Татевик Айрапетян все понимает правильно: мирный договор нужнее Армении, причем намного нужнее, нам и без него неплохо. А что касается «внутренних дел Армении» — так те дела остаются внутренними делами Армении ровно до тех пор, пока не затрагивают интересы Азербайджана. А Конституция Армении в ее нынешнем состоянии – затрагивает, и этого быть не должно. На том и стоим, и не можем иначе. Не будем и не собираемся. Цитата Я там, где меня нет. А там, где я есть, меня там точно не было! Ссылка на комментарий Поделиться на других сайтах More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.