Перейти к содержимому

Речь Премьер-министра Малайзиии на сессии ОИК


Recommended Posts

Всем известно, что Малайзия - одна из редких мусульманских стран, за короткий срок добившаяся выдающихся успехов в области экономики и технологий...

Вот мнение одного из авторов этого экономического чуда... Думаю, Вам будет интересно...

_____________________________________________________

Речь Премьер-министра Малайзиии доктора Махатхира Мухаммада, произнесенная 16 октября 2003 года на 10 сессии Исламской Конференции

Я бы хотел приветствовать лидеров и представителей многих стран... Независимо от того, являются ли они мусульманами, их присутствие на нашей встрече будет служить большему пониманию Ислама и мусульман, помогая опровергнуть сложившийся стереотип, что Ислам - религия отсталости и террора.

Начнем с того, что правительства всех мусульманских стран должны сплотить свои ряды и занять общую позицию если не по всем вопросам, то, по крайней мере, по некоторым основным, например - по вопросу Палестины. Мы все, - мусульмане. Мы все подвергаемся угнетению. Нас всех унижают. Но разделены не только наши правительства, разделена и мусульманская умма, и она продолжает разделяться снова и снова. На протяжении последних 1400 лет интерпретаторы Ислама, ученые, улемы вновь и вновь толковали единую исламскую религию настолько по-разному, что сейчас мы имеем тысячу религий, которые зачастую столь противоречивы, что мы часто сражаемся из-за этого и убиваем друг друга.

Мы позволили нашей единой умме разделиться на многочисленные секты, мазхабы и тарикаты, каждый из которых больше радеет о праве считаться истинным приверженцем Ислама, чем вся наша умма в целом. Мы не замечаем того, что наших недоброжелателей и врагов не волнует вопрос о том, являемся ли мы истинными мусульманами или нет. Для них все мы мусульмане, последователи религии и Пророка, который, как они заявляют, проповедует терроризм, и все мы - их заклятые враги. Они будут нападать на нас, убивать нас, вторгаться в наши земли, свергать наши правительства, независимо от того, являемся ли мы суннитами или шиитами или кем бы то ни было еще. А мы помогаем им, нападая друг на друга и ослабляя друг друга, иногда - исполняя их приказания, действуя как их доверенные лица при нападении на наших братьев-мусульман. Мы полностью игнорируем и продолжаем игнорировать требование Аллаха объединиться и быть братьями друг другу - мы, правительства исламских стран и исламская умма.

Но этим не исчерпывается все то, что мы игнорируем из учения Ислама. Нас благословили - наставлением "читать", то есть приобретать знания. Ранние мусульмане воплощали это наставление в жизнь, переводя и изучая работы древнегреческих и других доисламских ученых. И эти мусульманские ученые своими исследованиями вносили вклад в сокровищницу знаний. Из среды ранних мусульман вышли великие математики и исследователи, ученые, врачи, астрономы и т.д. Они преуспели во всех областях знания своего времени, помимо изучения и практики своей собственной религии - Ислама. В результате мусульмане смогли воспользоваться богатством своих земель и извлечь выгоду из внешней торговли, укрепить свою обороноспособность, защитить свои народы и предоставить им возможность следовать исламскому образу жизни (аддин), как предписано Исламом. В то время, как средневековые европейцы были по-прежнему суеверными и отсталыми, просвещенные мусульмане уже построили великую мусульманскую цивилизацию, уважаемую и Могущественную, более чем способную конкурировать с остальной частью мира и защищать свою умму от иностранной агрессии. Европейцы были вынуждены кланяться мусульманским ученым, чтобы получить свое собственное научное наследие...

Но на половину развития Исламской цивилизации появились новые толкователи Ислама, которые стали учить тому, что приобретение мусульманами знаний означало лишь изучение исламской теологии. Изучение естественных наук, медицины и т.д. не поощрялось.

В интеллектуальном смысле в мусульманском обществе начался регресс. Из-за этого интеллектуального регресса мусульманская цивилизация начала шататься и клониться к упадку. Если бы не вмешательство воинов Оттоманской империи, мусульманская цивилизация исчезла бы с падением Гренады в 1492 году.

Ранние успехи Оттоманской империи, однако, не сопровождались интеллектуальным возрождением. Вместо этого мусульмане все более и более вовлекались в споры по незначительным вопросам, таким как: "соответствуют ли Исламу узкие брюки и кепки с козырьком", "следует ли разрешить печатные машинки" и "можно ли использовать электричество при освещении мечетей". Мусульмане проспали Промышленную революцию. И регресс продолжался до тех пор, пока британцы и французы не спровоцировали восстание против турецкого правления, свергнув Оттоманскую империю - последнюю мусульманскую сверхдержаву - и заменив ее европейскими колониями, а не теми независимыми государствами, о которых шла речь в их обещаниях.

Помимо новых национальных государств мы также приняли западную демократическую систему. Это также разделило нас, поскольку образованные нами политические партии и группировки, некоторые из которых использовали исламские лозунги в своих целях, отвергали право других партий называться исламскими и отказывались признавать результаты демократических выборов, если им не удавалось придти к власти. Они прибегали к насилию, дестабилизируя ослабляя мусульманские страны.

Из-за всех этих событий, происходивших на протяжении столетий, ума и мусульманская цивилизация настолько ослабли, что наступило время, когда не осталось ни единой мусульманской страны, не колонизированной европейцами и не находящейся под их господством. Однако последовавшее за этим периодом приобретение независимости не способствовало усилению мусульман. Государства были слабыми и страдали от плохого управления, постоянно находясь в состоянии смуты. Европейцы могли делать с мусульманскими территориями все, что им заблагорассудится. Неудивительно, что они отрезали часть мусульманской земли, чтобы создать на нем государство Израиль для решения еврейского вопроса. Разделенные мусульмане не смогли предпринять никаких эффективных мер, чтобы предотвратить сионистские преступления.

Некоторые хотят заставить нас поверить в то, что, несмотря на все это, наша жизнь лучше жизни наших недоброжелателей. Некоторые верят, что нищета соответствует Исламу, страдания и подверженность угнетению - тоже. Этот мир не для нас. Нам - радости на небесах и в загробной жизни. Все, что мы должны делать - это выполнять определенные ритуалы, носить определенную одежду и иметь определенный внешний вид. Наша слабость, отсталость и неспособность помочь нашим братьям и сестрам, находящимся под гнетом, якобы являются частью воли Аллаха, это – те страдания, которые мы должны перенести для того, чтобы заслужить Рай. Мы должны принять то, что выпало на нашу долю.

Нам нет необходимости что-либо делать. Мы не можем сделать ничего против воли Аллаха.

Но правда ли ТО, что все это воля Аллаха и мы не должны ничего делать? Аллах учит нас в суре Ар-Ра'д (11 аят): "Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они сами не изменятся".

Ранние мусульмане были угнетены так же, как и мы в настоящее время. Но после их искренних и решительных усилий помочь самим себе в соответствии с учением Ислама, Аллах помог им разгромить своих врагов и создать великую и могучую мусульманскую цивилизацию.

А что сделали мы, особенно учитывая те ресурсы, которыми Он нас наделил?

Нас 1.3 миллиарда. У нас богатейшей запасы нефти во всем мире. У нас огромное богатство. Мы не настолько невежественные, как арабы периода джахилии (языческого невежества - прим. ред.), принявшие Ислам. Мы знакомы с тем, как функционируют мировая экономика и финансовая система. Под нашей властью находятся 50 из 180 стран мира. Наши голоса могут создавать или рушить международные организации. Однако мы выглядим более беспомощными, чем были малочисленные обратившиеся в Ислам арабы периода джахилии, принявшие Пророка в качестве своего лидера. Почему? Что это - проявление воли Аллаха или все так следствие неправильной интерпретации нашей религии, неспособности следовать истинам нашей религии?

Наша религия дарует нам наставление защищать свою умму. К сожалению, мы ставим акцент не на обороноспособности, а на оружии времен Пророка. Это оружие и лошади не могут больше нас защитить... Но из-за того, что мы неодобрительно отнеслись к изучению естественных наук и математики, как вещей, не приносящих никакой пользы в загробной жизни, сегодня мы не располагаем способностью самостоятельно производить оружие, столь необходимое для защиты. Нам приходится покупать оружие у наших недоброжелателей и врагов. Вот что произошло в результате поверхностной интерпретации Корана, при которой внимание уделялось не сути Корана и Сунны Пророка, а форме, манерам и средствам, использовавшимся в 1-м веке по Хиджре. То же произошло и с другими наставлениями Ислама. Нас больше интересует буква, а не дух учения Аллаха, и мы придерживаемся лишь буквального толкования традиции Пророка!

Возможно, мы бы хотели воссоздать первое столетие по Хиджре, образ жизни тех времен для того, чтобы практиковать то, что мы считаем правильным исламским образом жизни. Но нам не позволят сделать это. Наши недоброжелатели и враги воспользуются нашей отсталостью и слабостью для того, чтобы получить над нами господство. Ислам не был ниспослан лишь для 7-го столетия нашей эры. Ислам был ниспослан на все времена. А времена изменились. Хотим мы этого или нет, но и мы должны измениться, не путем изменения нашей религии, а путем применения ее наставлений в контексте того мира, который радикально отличается от существовавшего в 1-м веке по Хиджре. Ислам не является неправильным, но в интерпретациях наших ученых, которые не являются пророками, хотя и могут быть очень образованными, возможны ошибки. Мы должны вернуться к изначальному учению Ислама, чтобы понять, действительно ли мы веруем в ту религию, которой учил нас Пророк, и исполняем предписания именно той религии? Невозможно, чтобы мы все исповедовали правильный и истинный Ислам, поскольку наши верования насколько отличаются друг от друга.

Сегодня ко всей мусульманской умме относятся с презрением. Она обесчещена. Наша религия подвергается унижению. Наши священные места оскверняются. Наши страны оккупированы. Наших людей убивают и морят голодом.

Ни одна из наших стран не является действительно независимой. На нас оказывают давление, чтобы заставлять нас исполнять желания наших угнетателей и указывать нам, как себя вести, как управлять нашими землями и даже как думать.

Сегодня, если они хотят совершить налет на нашу страну, убить ее жителей, разрушить деревни и города, мы не можем противопоставить этому ничего существенного. Неужели Ислам привел к такому положению дел? Или же мы сами не смогли выполнить своей религиозной обязанности?

Нашей единственной реакцией остается все больший и больший гнев. Гневные люди не могут адекватно мыслить. И оказывается, что некоторые наши люди реагируют на происходящее иррационально. Они осуществляют свои собственные атаки, убивая всех, кто подвернется под руку, включая своих братьев по вере, чтобы выместить свой гнев и разочарование...

Среди мусульманских правительств и народов существует чувство безысходности. Они чувствуют, что не могут предпринять никаких правильных действий. Они считают, что действительность может стать только хуже. Мусульмане всегда будут находиться под гнетом и господством европейцев и евреев. Они навсегда останутся бедными, отсталыми и слабыми...

Но правда ли то, что 1.3 миллиарда людей не могут ничего предпринять, чтобы противостоять унижению и угнетению со стороны гораздо менее многочисленного врага? Неужели они только и могут, что отбиваться в слепой ярости? Неужели нет другого способа, кроме как призывать молодежь взрывать себя и убивать людей, провоцируя тем самым убийство многих других представителей собственного народа?

Мы можем найти способ победить лишь в том случае, если остановимся, чтобы подумать, чтобы оценить наши слабости и нашу силу, спланировать, и выработать стратегию нашей контратаки. Как мусульмане, мы должны искать руководства в Коране и Сунне Пророка. Безусловно, 23 года борьбы Пророка могут дать нам примеры того, как следует поступать. Мы знаем, что его и его ранних последователей подвергали преследованиям курайшиты. Наносил ли он ответные удары? Нет. Он был готов сделать стратегическое отступление. Он отправил своих ранних последователей в христианскую страну, а сам позднее перебрался в Медину. Там он собрал сторонников, укрепил обороноспособность и обеспечил безопасность своего народа. В Худайбие он был готов принять неблагоприятные условия договора, против желания своих друзей и последователей. Во время последовавшего перемирия он объединил свои силы, и в конце концов смог войти в Мекку и провозгласить в ней Ислам. Даже и после этого он не искал мести. И население Мекке приняло Ислам, а многие стали его наиболее сильными сторонниками, защищая мусульман от врагов.

Мы так много говорим о следовании, его Сунне. Мы обильно цитируем примеры и хадисы. Но фактически мы их все игнорируем.

Если мы используем способность думать, которой наделил нас Аллах, мы поймем, что действуем иррационально. Мы сражаемся безо всякой цели, если не считать желания причинить вред врагу за то, что он причинил вред нам. Наивно мы полагаем, что враг сдастся. Мы без необходимости жертвуем жизнями, добиваясь этим лишь более массированных ответных ударов и унижения.

Конечно же, наступило время сделать паузу и подумать. Но не будет ли означать это потерю времени? Более половины столетия мы боролись за Палестину. Чего мы добились? Ничего. Мы находимся в худшем положении, чем были раньше. Если бы мы остановились и подумали, мы смогли бы выработать план, стратегию, которая дала бы нам возможность добиться окончательной победы. Остановка и спокойное размышление не означают потерю времени. Нам необходимо сделать стратегическое отступление для того, чтобы спокойно оценить ситуацию.

В действительности мы очень сильны. 1.3 миллиарда человека нельзя просто так стереть с лица земли. Европейцы убили 6 миллионов евреев из 12. Однако сегодня евреи правят этим миром, как хотят. Они заставляют других сражаться и умирать за них...

Возможно, мы не сумеем объединить все 1.3 миллиарда мусульман. Возможно, мы не сумеем заставить все мусульманские правительства действовать сообща. Но даже если мы объединим одну треть уммы и одну треть мусульманских государств, мы уже сможем кое-что сделать. Помните, что у Пророка было немного последователей, когда он отправился в Мeдину. Но он объединил ансаров и мухаджиров и в конце концов стал достаточно сильным, чтобы защищать Ислам.

Мы должны оценить наши активы, которые могут нам понадобиться, помимо частичного единства. Я уже упоминал нашу численность и наши нефтяные богатства. В сегодняшнем мире мы располагаем значительным политическим, экономическими финансовым влиянием - достаточным для того, чтобы компенсировать нашу слабость в военном отношении.

Мы также знаем, что не все не мусульмане – против нас. Некоторые к нам хорошо относятся.

Некоторые даже считают наших врагов своими врагами. Даже среди евреев многие не одобряют того, что делает Израиль.

Мы не должны настраивать всех против себя. Мы должны завоевать их сердца и умы. Мы должны привлечь их на нашу сторону не просьбами о помощи, но тем достоинством, которое мы проявляем в борьбе за свои интересы. Мы не должны усиливать врага, подталкивая людей в его лагерь безответственными поступками, не соответствующими Исламу. Вспомните Салах ад-Дина и то, как он боролся против так называемых крестоносцев, в частности, короля Англии Ричарда. Вспомним заботу Пророка о врагах Ислама. Мы должны делать то же самое. Важна именно победа в борьбе, а не злобные ответные удары и месть.

Мы должны наращивать нашу мощь в каждой сфере, а не только в области вооружений. Наши страны должны быть стабильными и иметь хорошее правительство, они должны быть сильными в экономическом и финансовом смыслах, промышленно развитыми и технологически продвинутыми. Для этого потребуется время, но все это стоит сделать, и время будет потрачено с пользой. Наша религия даровала нам требование быть терпеливыми. Очевидно, терпение - это добродетель.

Сегодня мы имеем существенные активы, которые можем противопоставить нашим недоброжелателям. Нам остается только оценить эти активы и понять, как их использовать для того, чтобы прекратить осуществляемую врагом резню. Это вполне возможно, если мы сделаем паузу для того, чтобы подумать, спланировать, выработать стратегию и предпринять первые самые необходимые шаги.

Мы знаем, что арабы времен джахилии враждовали между собой и убивали друг друга лишь потому, что они были представителями различных племен. Пророк проповедал им исламское братство, и они смогли преодолеть взаимную ненависть, объединиться и помогать друг другу в создании великой мусульманской цивилизации. Можем ли мы говорить, что сделанное невежественными арабами эпохи джахилии не под силу нам, современным мусульманам?

Для того, чтобы это осуществить, от нас не требуется отказаться от каких бы то ни было различий между собой. Нам достаточно лишь, чтобы мы могли действовать вместе, заботясь лишь об общих интересах и беспокоясь лишь об общих проблемах...

В любом сражении, в любой войне ничто не может быть важнее коллективных действий. Все, что требуется – это некоторая степень дисциплины. Пророк проиграл битву при уходе из-за того, что часть его воинов покинули шеренги. Мы знаем об этом. и тем не менее не хотим подчинить себя дисциплине и отказаться от нерегулярных и нескоординированных действий. Мы должны быть смелыми, но не безрассудными. Мы должны думать не только о награде в загробной жизни, но и о "мирских" результатах нашей миссии.

Коран учит нас, что, когда враг призывает к миру, мы должны реагировать на это позитивно. Да, предлагаемые условия неблагоприятны для нас. Но мы должны вступить в переговоры. Так поступил Пророк в Худайбийе. И, в конечном счете, он победил.

Я понимаю, что все эти идеи не будут пользоваться популярностью. Те, кто испытывает злость, будут рады с порога отвергнуть их. Они захотят, чтобы новые юноши и девушки совершили акт самопожертвования. Но к чему все это приведет? Конечно, не к победе. На протяжении последних 50 лет сражений в Палестине мы лишь ухудшили ситуацию...

Мы противостоим людям, которые думают. Они пережили 2000 лет погромов не благодаря ответным ударам, а благодаря мыслительной деятельности. Они изобрели и благополучно претворили в жизнь социализм, коммунизм, идеи прав человека и демократии, так, чтобы их преследование оказалось противозаконным, поскольку они получили равные с другими права. Используя все это, в настоящее время они получили контроль над наиболее сильными странами, и это крошечное сообщество стало всемирной властью. Мы не можем сражаться с ними, используя одни лишь мускулы. Мы должны использовать также и разум.

Из-за своего могущества и очевидных успехов они стали высокомерными. Все высокомерные, как и разгневанные, люди будут делать ошибки, будут забывать думать.

Они уже начали делать ошибки. И они сделают еще больше ошибок. для нас - сейчас и в будущем - будут появляться отдельные возможности. Мы должны эти возможности использовать.

Но, чтобы это получилось, мы должны правильно действовать. Риторика хороша. Она помогает сделать явными совершенные против нас несправедливости и, возможно, приобрести некоторую симпатию и поддержку. Она может усилить наш дух, нашу волю и решительность, необходимые для того, чтобы смотреть врагу в лицо.

Мы можем и должны молиться Аллаху Всевышнему, поскольку в конечном счете именно Он определит, добьемся ли мы успеха или же потерпим неудачу. Нам нужны Его благословение и Его помощь в наших усилиях. Но то, как мы будем действовать и что мы будем делать, будет определять, поможет ли Он нам и дарует ли Он нам победу. Снова вспомним суру Ар-Ра'д (11 аят).

В нашем распоряжении много ресурсов. Все, что нам требуется - это воля к действиям. Как мусульмане, мы должны делать то, что требуется, с волей и решимостью. Аллах не возвышал нас, лидеров, над другими людьми лишь для того, чтобы мы пользовались властью в своих целях. Власть, которой мы располагаем, должна использоваться на благо нашего народа, нашей уммы, Ислама. У нас должна быть воля использовать эту власть рассудительно, благоразумно, согласованно. ИншаАлла, в конечном счете мы победим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Умная речь.

Но не думаю, что мусульмане сплотаться после этой речи, так как они пока враждуют между собой, деля самих себя на суннитов, шиитов и тд.......

Многие мусульмане не любят прогресс. Наш религиозный раздел этому пример.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исламский мир не имеет ни единого шанса, пока не отправит религию в архив, как это сделал мир христианский.

Ну, здесь с вами не соглашусь.

Религия нужна. НЕ нужны фанаты, "религиозники", которые жаждят власти.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Хорошая речь.

И необязательно надо бросить религию в сторону, чтобы стать на путь прогресса. Просто наши религиозные алими догматизируют все: начиная от числа праведных халифив и кончая каблуками. Таких высмеивал свое время Мирза Алекпер Сабир: краснобородые кербалаи, толстые хаджи..которые на виду праведные и гнилые внутри. Им важнее сегодня дискуссия о каблуке, чем дискуссия о пути решения 1000 пробелам, которая имеет умма. Им важнее сегодня повесить ярлык на тех, кто по ихнему мнению не следует ихним догмам.

Совершенно горько было смотреть как здесь дискусситировали о халифах, когда в наших странах правят не халифы, а слабые правительства, которые зависят от внешних сил - экономических, политических и военных, которые вовсе немусульмане. Не тупо ли спорить до смерти о "сиге", когда в обшестве это проблема занимает одно из самых последних мест? Одно из самых первых мест занимает простутиция!!!! Не тупо ли, спорить о до изнеможения о том, какой халиф для мусульманства больше пользы принес и в какой битве он сильнее был, когда часть нашей страны находится по оккупацией?

Я всегда знал, что этих мулла и алимы продажны и невежды. А теперь просто убежден.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Fireland, вы за светское государство, или за шариатское? Если за светское, то зачем вам религия? ИМХО, выступать против хиджаба и усиления роли религии в обществе, и в то же время называть себя мусульманкой - это либо лицемерие, либо полное непонимание сути религии в целом и ислама в частности. Второе мне кажется более вероятным, извините.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Если бы все думали бы как Махатхир Мухаммад, наверное проще было бы жить мусульманам и легче было бы бороться за свои права.

Так не бывает. Каждый индивид думает по своему. Даже в благополучных странах это не иначе. Наоборот они способствуют этому, чтобы люди думали. Вопрос не в индивиде, а в системе. В системе, которая воспитывает человека думать не догмами, а свободно. У нас же пока воспитываем думать по шаблону: каблук можно или нельзя, шиит прав или суннит, коммунизм победит (обьязательно).....если ты не с нами, то значит против нас...итд, итп..Никто всерьез не занимался решением проблемы на уровне общества, уммы. И это дело не одного человека и не двух. Это дело целого обшества.

Изменено пользователем Ziyadli
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Fireland, вы за светское государство, или за шариатское? Если за светское, то зачем вам религия? ИМХО, выступать против хиджаба и усиления роли религии в обществе, и в то же время называть себя мусульманкой - это либо лицемерие, либо полное непонимание сути религии в целом и ислама в частности. Второе мне кажется более вероятным, извините.

Boz Qurd,

Общество без религии невозможно контролировать.

У кого-то есть серое вещество, чтобы здраво мыслить, а у кого-то его к сожалению нет. Вот для вторых, первые создают спец правила, чтоб им легче было ариентироваться в жизни . Ну немножко грубый пример получился, думаю, вы поняли меня в общем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Салам Фаэр!......вопрос"т.е. по твоему,человек с I.Q.выше среднего не может быть искренне верующим и практикующим мусульманином?"

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Вольный каменщик,вот еще одно мнение того же автора ,того самого ''экономического чуда''. :)

...................................................

...............................................................................

.......................................................................................................

16 октября в столице Малайзии Путраджайе состоялась десятая сессия Организации «Исламская конференция». Само по себе это не столь выдающееся событие мировой политической жизни. Однако данная встреча стран – членов ОИК наверняка войдет в историю благодаря ее хозяину – премьер-министру Малайзии Махатхиру Мохамаду

Евгений Пастухов

Алматы

Его выступление на конференции с резкими выпадами в адрес Израиля и евреев в целом, без всякого преувеличения, шокировало международное сообщество. Махатхир призвал мусульман «бороться с евреями, небольшая группа которых правит всем миром». На международной арене давно не звучали столь категорические заявления, и сразу было как-то непонятно, на кого они были рассчитаны: то ли на лидеров мусульманского мира, то ли на российского президента Владимира Путина, который первым из европейских лидеров участвовал в сессии ОИК.

Речь Махатхира вызвала в мире много шума. Представители Европейского Союза подвергли ее острой критике, свой протест выразил МИД Израиля, а в Госдепартаменте США назвали выступление лидера Малайзии «оскорбительным и разжигающим национальную рознь». Позднее, на саммите АТЭС в Бангкоке, президент США Джордж Буш, нарушив протокол, отвел Махатхира в сторону и упрекнул его в «неправильных замечаниях, вносящих раскол в мировое сообщество». Американские сенаторы действовали гораздо решительнее президента. 27 октября они приостановили выделение Малайзии военной помощи на 1,2 млн. долларов с условием ее возобновления после того, как страна будет «проводить политику, направленную на установление религиозной терпимости, в том числе и к исповедующим иудаизм».

Такая реакция вполне понятна и не требует разъяснений. На фоне разговоров о межцивилизационном разломе, ведущейся глобальной борьбы с террором, которую в мусульманских странах рассматривают как войну с исламом, заявление Махатхира лишь добавило масла в огонь. И прав был российский президент, акцентировавший внимание на том, что нужно избегать «событий, приводящих к появлению новых опасных разделительных линий – между Севером и Югом, между миром христианства и миром ислама». Так уж получилось, что Путин первым откликнулся на слова Махатхира. По его мнению, хотя «выступавшие высказывали подчас спорные точки зрения по многочисленным проблемам, послушать их было невредно».

Однако у большинства лидеров государств мира сложилось по этому поводу другое мнение. Министру иностранных дел Малайзии даже пришлось извиняться за премьера. Сиед Хамид Албар пояснил, что его шефа неправильно поняли. Проблема «не в евреях, а в политике Израиля, которая вызывает волну насилия на Ближнем Востоке». Министр даже напомнил, что «в Малайзии работает много евреев». Так это или нет, сказать трудно. Но факт остается фактом, при том, что в Малайзии запрещено все, что связано с Израилем (нельзя ввозить товары, произведенные там и даже национальную валюту), наряду с мечетями, церквями и буддийскими пагодами в стране можно увидеть и синагоги.

Если же отбросить эмоциональную сторону вопроса, ничего неожиданного в сказанном Махатхиром нет. Раньше он нередко использовал такие встречи для обвинения политики того же Израиля или Запада. А сессия членов ОИК – как раз то мероприятие, на котором подобные речи в общем-то в порядке вещей.

Следует напомнить, что эта организация была создана по инициативе Саудовской Аравии благодаря весьма любопытному поводу. Когда в 1969 году была подожжена мечеть Аль-Акса в Иерусалиме, главы исламских государств собрались в Рабате, дабы обсудить создавшуюся ситуацию и объединиться для защиты общих интересов. Среди целей созданной тогда Организации «Исламская конференция», наряду с «усилением солидарности и сотрудничества исламских государств» стоял пункт о «поддержке борьбы палестинского народа и помощи ему в освобождении оккупированных территорий».

Сегодня ОИК – это международная межправительственная организация, объединяющая 57 мусульманских государств, в том числе шесть стран СНГ: Азербайджан, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Она имеет статус наблюдателя при ООН и постоянные представительства в Нью-Йорке и Женеве. При ней работают Исламский банк развития, Исламский фонд научно-технического развития, Исламская организация по образованию, науке и культуре. Фактически ОИК является своеобразным ООН мусульманской части земного шара.

Несмотря на то, что ОИК вполне респектабельная организация, пользующаяся заслуженным уважением в мире, у многих ее членов, особенно арабских государств, риторика Махатхира вряд ли вызовет аллергию. Другое дело, что сегодня не каждый политик из их числа осмелится публично высказывать столь радикальные суждения о роли Израиля и вообще евреев в мировой политике. И в этом смысле небезынтересно, с чем связаны заявления премьер-министра Малайзии и, что гораздо важнее, что за ними скрывается?

К слову сказать, Махатхир никогда не стеснялся называть вещи своими именами, конечно, в его понимании. И сегодня, передавая после 22 лет правления бразды правления своему преемнику и заместителю Ахмеду Бадави, «доктор М» не преминул напоследок «громко хлопнуть дверью». Понятно, что он не боится приклеиваемых ярлыков, но это не объясняет сути произошедшего.

Выступая перед членами ОИК, Махатхир Мохамад преследовал вполне определенные цели. И они не совсем такие очевидные, как может показаться на первый взгляд. Ирония состоит в том, что в реальности премьер-министр Малайзии является представителем умеренного крыла мусульманского мира. На протяжении всей своей карьеры он так или иначе боролся с радикалами и проповедовал терпимость. За время его правления этнические и религиозные волнения ушли в прошлое. А расовые беспорядки 1969 года вспоминаются малазийцами как ночной кошмар. И сегодня Малайзию, где проживают малайцы (чуть более 50 проц. населения), китайцы (3, индусы (10 проц.) и другие этносы, называют примером гармоничного сосуществования различных народов. В отличие, к примеру, от соседней Индонезии. В Малайзии – исламском государстве – можно исповедовать любую религию. Из 23 миллионов человек 60 проц. составляют мусульмане, 19 – буддисты, 9 – христиане и 6 проц. – индуисты.

Будучи сторонником умеренного крыла, Махатхир поддерживает не очень теплые отношения с главами многих исламских партий. Более того, последние даже обвиняют его «в предательстве национальных интересов, экономических трудностях и уступках Западу». Стоит напомнить, что выборы 1999 года стали для Махатхира и возглавляемой им Объединенной малайской национальной организации крайне неудачными. Удержался он только за счет голосов китайцев и индусов, опасающихся введения в Малайзии исламского правления. Основания для этого были. Победив в двух штатах страны, представители религиозных партий ввели там некоторые шариатские правила, в частности, ограничивающие общение мужчин и женщин. Странно, но США в те годы поддерживали либерала Анвара Ибрагима, бросившего вызов Махатхиру и вступившего в союз с влиятельными исламскими партиями. Когда Ибрагима приговорили к 15 годам за коррупцию и гомосексуализм, его жену, по-видимому, с выражением сочувствия даже посещала Мадлен Олбрайт, госсекретарь США.

В свою очередь, Махатхир считает исламский фундаментализм главной угрозой будущему процветанию страны. И критикует он некоторые явления в мусульманском мире не менее решительно, чем, скажем, на Западе. К примеру, в январе этого года он заявил, что «разъединенные, запутавшиеся с исламом, борющиеся друг с другом за власть, не имеющие базовых знаний и навыков, мусульмане достигли самой низшей точки в своем развитии». От Махатхира достается всем, кто утверждает, будто догмы Корана несовместимы с развитием. Удивительно, но его фраза на конференции ОИК о том, что «мусульмане должны отказаться от насилия и заняться модернизацией общества», так и осталась незамеченной. Хотя, скорее всего, она была одной из ключевых во всем его выступлении.

Можно сказать, в некотором смысле на примере своей страны Махатхир пытается поставить точку в давней дискуссии о том, почему исламский мир, который в середине минувшего тысячелетия опережал мир христианский, потом так сильно отстал от него. Его рецепт почти как у классика: «Учиться, учиться и работать». Впрочем, Махатхир имеет право так говорить.

Став премьером в 1981 году, он сделал все возможное, чтобы превратить Малайзию в современное государство с высокоразвитой экономикой, независимой внутренней и внешней политикой. Страна действительно сделала огромный рывок. Благодаря Махатхиру в короткий исторический отрезок времени Малайзия из отсталой колониальной окраины Великобритании превратилась в динамично развивающуюся страну Азии. Она вошла в первую двадцатку торговых государств с собственной автомобильной промышленностью. Хотя Малайзия остается крупнейшим поставщиком на мировой рынок каучука, пальмового масла и олова, с середины 80-х годов ведущей статьей малазийского экспорта стала электроника. В 90-е годы Малайзия, наряду с США, Японией, Южной Корей и Тайванем, вошла в число крупнейших в мире производителей полупроводников. Сегодня она дает четверть мирового производства современной электроники и компьютеров. Доля населения, проживающего ниже черты бедности, снизилась с начала 70-х годов к середине 90-х в городах – с 22 до 4,5 проц., а на селе – с 45 до 22 проц. Когда Малайзия стала независимой, в 1957 году, доход на душу ее пятимиллионного населения составлял 350 долларов США. К июню 1997 года доход на душу ее двадцатимиллионного населения стал равен почти 5 тысячам долларов США.

Вероятно, все это позволяет Махатхиру сделать попытку утвердить Малайзию в роли лидера и объединителя мусульманского мира. Но даже если у Малайзии и есть такие амбиции, вряд ли они воплотятся в жизнь в ближайшее время. Другое дело, что в своем регионе Малайзия уже играет определенную роль. Идея ее премьера опираться в развитии на азиатские ценности приобретает все большую популярность в странах ЮВА, так же как и антиамериканизм, который усилился после экономического кризиса 1997 года и начала антитеррористической войны в 2001-м.

Малайзия – первая и, пожалуй, единственная страна Юго-Восточной Азии, отказавшаяся от помощи МВФ для ликвидации экономического кризиса. Комплекс мер позволил вывести страну из него за два года. Там быстрее, чем у соседей, начался экономический подъем, увеличились валютные резервы, вырос индекс фондовой биржи, возрос экспорт. Это было настолько поразительно, что Американский финансовый дом сделал Махатхира первым лауреатом премии, учрежденной в 2000 году. Хотя еще два года назад Вашингтон был крайне недоволен шагами руководства Малайзии, а Джордж Сорос, в ответ на обвинения Махатхира в том, что именно он виновен в экономическом кризисе, призвал свергнуть главу правительства Малайзии.

Успехи в преодолении негативных последствий кризиса позволили властям страны пропагандировать в ЮВА идею региональной интеграции и систему взаимных расчетов в региональных валютах, уходя из-под доллара. В июле 2002 года, выступая в Бангкоке перед деловыми кругами Таиланда и Малайзии, Махатхир заявил, что страны АСЕАН должны подумать над введением единой валюты, которая поможет освободиться от зависимости американского доллара. Идея эта не нова. Впервые она возникла почти 10 лет назад, однако огромные различия в экономическом развитии стран – членов АСЕАН не дали хода продвижению этой инициативы. Тем не менее через год, в июне 2003-го Махатхир вновь вернулся к ней. На этот раз его поддержали Филиппины и Таиланд. А в июле Малайзия и Иран договорились перейти на осуществление взаиморасчетов в золотых динарах. По сути, это просто золото, которое будет использоваться вместо долларов США.

Возможно, здесь больше экономики, чем политики – решение могло быть принято вследствие снижения курса доллара, что не могло не нанести удар по экспортоориентированным экономикам двух стран. Однако основной смысл – это все то же ослабление зависимости от доллара и увеличение объемов взаимной торговли.

Таким образом, растущий авторитет Малайзии в мире дает основания ее руководству активнее вмешиваться в международную жизнь, особенно, если это касается исламского мира. Незадолго до военной операции в Ираке Махатхир недвусмысленно заявил, что она будет рассматриваться как «война против всех мусульман». Сегодня, когда в Ираке по-прежнему не найдено оружие массового уничтожения и когда Северная Корея объявляет о стремлении таковым обзавестись, Вашингтону все труднее объясняться с мировым сообществом, почему свергли режим Хусейна. Не является ли это свидетельством той самой «войны против всех мусульман»?

Складывается впечатление, что именно этой проблеме и было в большей степени посвящено выступление Махатхира на встрече представителей ОИК. Он просто взял на себя смелость озвучить идею, давно витающую в воздухе. Действительно, есть заговор против исламского мира или нет, не суть важно. Главное, что думают мусульмане по этому поводу. А многие из них считают, что заговор есть!

Еще более любопытно, что так думают и на Западе. Так, газета «Лос-Анджелес таймс» опубликовала статью, из которой явствовало, что некий американский генерал по фамилии Бойкин в своих публичных выступлениях характеризует войну против террора как «войну между христианством и исламом». Он заявлял, что «битва Америки с исламистами есть битва с дьяволом». Ни больше ни меньше. С одной стороны, Бойкин, конечно, оказал медвежью услугу Белому дому, и без того вынужденному доказывать обратное. С другой – генерал подтвердил опасения мусульман.

И вот уже 22 октября, будучи с визитом в Индонезии, Махатхир обвинил страны, выступающие в защиту демократии, в том, что они «терроризируют мир». Понятно, что он имел в виду искусственное насаждение демократии в странах Ближнего Востока и, в частности, в Ираке. Кому, как не странам ЮВА, известно, что демократические ценности, распространяемые американцами, рано или поздно превращаются в американские ценности. И Вашингтон в конечном итоге пытается заставить жить другие государства по принципам и стандартам, свойственным США.

Безусловно, это навязывание своих идеалов и представлений о демократии вызывает ответную реакцию. На одном из малазийских форумов в Интернете гражданин этой страны сказал следующее: «Махатхир, конечно, не идеал демократа, а его некоторые действия граничат с авторитаризмом и даже диктаторством, но он изменил не только облик страны, он в корне изменил жизнь всех малазийцев, которые сегодня гордятся своим государством». Другой посетитель был более прямолинеен, задав вполне логичный, хотя и риторический вопрос, к чему может привести демократия на голодный желудок?

Вообще-то сегодня уже для многих политиков, причем не только мусульманских стран, политика США порой напоминает, как Римская империя когда-то учила жить варваров. Римляне заставляли их пользоваться благами цивилизации, правда, в их понимании. Все это, быть может, кому-то из варваров и нравилось, как не может не нравиться обедать с помощью столовых приборов, но печальный итог известен всем: Римская империя, как и все другие, канула в Лету.

Именно поэтому Махатхир взял на себя ответственность публично заявить, что противостояния между цивилизациями сегодня необходимо избежать. Сейчас исламский мир объективно находится на подъеме. На страны ОИК приходится примерно «миллиард триста миллионов человек», 70 проц. мировых запасов нефти и 50 проц. газа. Премьер Малайзии не случайно упомянул о том, что раньше мусульмане превосходили христианский мир и что хотя сегодня сила – материально-технические ресурсы, финансовая система, вооружение – на стороне Запада, у Востока огромный потенциал. Прежде всего, демографический.

Показателен пример той же Малайзии, которая за рекордный срок не только добилась впечатляющих успехов в экономике, но и население которой выросло за 40 лет в пять раз. Иран удвоил число жителей за какие-то двадцать лет. Если в 1980 году его население составляло 30 млн., то в 2003-м иранцев стало более 70 млн. Население Западного Пакистана за 50 лет увеличилось практически в 8 раз. И по всей видимости, основная мысль Махатхира на сессии ОИК заключалась не «в борьбе с евреями», а с теми, кто желает войны с исламским миром. Бороться с ним бесполезно, а провоцировать, пытаясь демократизировать по своему образу и подобию, чревато. Иракская проблема – живое тому доказательство.

http://www.continent.kz/2003/21/10.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Исламская история - неоднозначный процесс. Однако, утверждение Махатира не имеет под собой никаких оснований.

Причины регресса исламского мира совсем другие.

Более того, все эти высказывания Махатира - самое обыкновенное фанфаронство и претензии на роль лидера мусульманского мира. Его нападки и заячьи спектакли на этой встрече в отношении евреев нанесли ущерб действиям России (российских мусульман) на сближение с исламским миром и вступлению в Организацию Исламская Конференция. Если помните, Россия была приглашена туда в качестве гостя. Теперь весь мир вопит: как вы (Россия) могли сесть "за один стол" с такими неуравновешенными личностями, фанатиками и т.д. и т. п.

Вот вам и реакция на выступления Махатира.

В лице Махатира была совершена явная попытка сорвать этот процесс сближения, хотел он этого или нет. Теперь сами судите, кому это на руку.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

У кого-то есть серое вещество, чтобы здраво мыслить, а у кого-то его к сожалению нет.

Те, кто не могут найти братьев по разуму, ищут братьев по крови!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Знаете, Амаля...

Если Ваш предыдущий пост я могу принять во внимание, хотя бы по той причине, что там есть определенный анализ, то последний пост с Вашими личными и довольно резкими выводами я принять не могу...

По той причине, что имя того же премьера связано с большим прорывом целой страны и нации в топ богатых стран мира... Он принес богатство, достаток и благополучие своему народу... Свершив самое богоугодное дело в своей жизни...А посему, отзываться о нем в таком тоне крайне не корректно... Подумайте, что сделал каждый из нас в этой жизни, и что сделал доктор Мухаммад... Прочувствуйте разницу...

Проблемы Исламского общества как раз в том, что эгалитаризм нонче в моде...

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Вы слишком упрощаете картину мира, уважаемый. :)

В конечном итоге, все это упирается в интересы, а не национальности или вероисповедания.

Кстати,давно хотела задать Вам вопрос,что означает Ваш ник?Кто такие вольные каменщики? :P)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Те, кто не могут найти братьев по разуму, ищут братьев по крови!

Интересный вывод.

Ну а если братья одной крови враждуют между собой?

тогда кого искать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Интересный вывод.

Ну а если братья одной крови враждуют между собой?

тогда кого искать?

Действовать следуя поговорке:" Помоги себе сам!" :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Fireland,мусульмане не кровные братья,а братья по вере,а воюют между собой ,только по причине своего невежества,тем самым играя на руку врагам ислама.Так всегда было,есть и будет,пока существуют лживые муфтии и т.д.,которые вводят рядовых мусульманей в заблуждения,действуя исключительно в своих корыстных целях,приносящих пользу только им самим.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Амаля, ради Бога, у меня вопрос к Вам. Я заметил что вне зависимости от того какие заявления звучат на форуме, Вы практически ВСЕГДА не согласны:smoking:)) А какова Ваша позиция?

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Уважаемый Вольный каменщик,вот еще одно мнение того же автора ,того самого ''экономического чуда''. :)

...................................................

...............................................................................

.......................................................................................................

Амаля, вы запостили комментарий на выступление премьера Малазии, которое привел Вольный Каменщик. При чем тут еще одно мнение?

За исключением антиеврейских заявлений премьера Махатхира в целом согласен со взглядом на проблемы и задачи исламского сообщества.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Выходит, чтобы ни говорил некто - надо смиренно принять только потому,что при нем произошел скачок и пользуясь таким положением ему можно говорить всякое в поучительных тонах.

Роль лидера трудна и несравнима цена и ответсвенность произнесенного слова, а концепции его ,извиняюсь, не блещут оригинальностью. Все мысли давно были озвучены, как это ни странно, ранее и другими менее выдающимися деятелями: обьединения общемусульманского мира - новое слово? или нестыковка западных ценностей с исламскими ? также и не его мысли о взятии примера с евреев , сумевших сохраниться не благодаря войнам! а идея количественного перевеса - так она вообще стародавняя. Бесмысленность жертвоприношений молодыми очевидна и о ней не раз говорили .

Странно, никто не отметил: даже при беглом чтении доклада неоднократно глаза натыкаются на слово "враги", "враг". Сам же льет воду на мельницу, а я степенно покачиваю головой

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...