Перейти к содержимому

Кому нужны войны в Закавказье?


Recommended Posts

Арменист, как будет "армянин" на одном из древнейших языков мира - армянском?

это будет hай ..... не хай ... между буквой x и h есть огромная разница...

Тебе это известно....

Как ты верно заметил это наше самоназвание....

Если не можешь (а точнее не хочешь) писать правильно, используй международное название нашей нации...армянин..

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

  • Ответы 162
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Top Posters In This Topic

Алкид, спасибо за ответ, я знаю, что есть разница между h и х, но в русском алфавите буквы h просто нет.

Вот, например, есть слово jan и оно на русском пишется "джан". Тоже самое и hay, который на русском пишется "хай".

Поправь меня, если не прав.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Орхан-бей, да мы называем себя "hay", но ваши соотечественники, насколько я понял, вкладывают в слово "хай" какое-то презрительное значение, поэтому ещё раз прошу не употреблять это слово.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Извините за несколько грубый тон, я был не прав. Если не хочешь делать чего-то сам, не делай, но это не повод мешать другим.

Ради Бога...

Просто моё восприятие Андраника и Гарегина Нжде носит... несколько личный характер, так что я, с вашего позволения, воздержусь от дебатов.

Как раз таки мне интересно узнать об этом. Я читал Нжде, хочется узнать как воспринимается он у вас. Кстати, он менее одиозная личность. Но о Нжде не будем.

Больше всего мне хочется узнать, почему Андраник вдруг у вас герой. Почему Варужан Карапетян герой? Даже его встречают премьер-министр...

Дело в том, что эти люди запятнали свои руки кровью мирных людей. Герой не может заниматься этническими чистками убивая мирных людей. Даже если они из вражеского стана. Я так понимаю. Как же можно защишать деяния Андраника или Степана Лалаяна и одновременно пледировать за мирное сосуществование?

Насчет слова "хай". И я не вкладываю в это слово презрение. Дело в том, что в нашем языке "эрмени" означает иной раз "христианин", поэтому и люди Сехл ибн Сумбата иногда называют "эрмени", но когда пишут об этом на русском получается "армянин". А это уже имеет другое значение. Поэтому я уточнил "хай", т.е этн. принадлежность

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Небольшое замечание!

МЫ тоже называем себя "азери", что не мешает Вашим соотечественникам называть нас азерами вкладывая в это оскорбительный подтекст.

Изменено пользователем карахан
Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Небольшое замечание!

МЫ тоже называем себя "азери", что не мешает Вашим соотечественникам называть нас азерами вкладывая в это оскорбительный подтекст.

Ну и что? Если какой-то невежественный дурак позволяет себе слово "азер", это не значит, что надо уродобляться ему.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Ну и что? Если какой-то невежественный дурак позволяет себе слово "азер",  это не значит, что надо уродобляться ему.

Soglasen, no kogda takie intelegentnie Armeniane shlishat oskarbitel`nie metodi nazvanie naroda vashih sorodichey vi molchite vse do odnogo, i ne odin raz ia ne videl na forumah chto kogda Armenin rugaetsa na azerbaijanca to ego sorodich ne vmeshivaetca... hotia mojet zatknut rot, v otlichie ot nashih.

S uvajeniem

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

А кто сказал, что все армяне на свете интеллигентные? быдло вещь интернациональная. Но, повторю, имхо надо держать себя выше, это всех касается, армян в первую очередь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Voyna v Zakavkaze nujna armyanam...

u nix samoqo rojdeniya odna fraza vseqda na ume.... velikaya armeniya...

no ne vidat vam etoqo...

skoro budet xaraba armeniya... ya vam obeshayu i ya nikoqda ne obeshayu to cheqo ne budet... 5 let, mojet 10 no v pervoy polovini etoqo stoletiya vi ischeznete

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2510.htm

История Востока

ЗАКАВКАЗЬЕ В XI-XV вв.

Нашествие сельджуков сопровождалось страшными опустошениями и разрушением многих закавказских городов. Оно имело огромные последствия для исторических судеб Закавказья. Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения. Отдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населения закавказских стран. Иное дело сельджуки. Их племена прежде всего обосновались на превосходных пастбищах Южного Азербайджана (собственно Азербайджана) и Мугани, а затем Арана. Предгорная часть Арана особенно интенсивно заселилась тюркскими кочевниками на протяжении XII-XV вв., и постепенно древнее название Аран заменилось на Карабах (тюркско-иранское Черный сад). В то же время горные районы усиленно сопротивлялись тюркизации и стали прибежищем христианского населения, к тому времени арменизированного.

Проникновение тюрок в Восточное Закавказье постепенно привело к тюркизации значительной части местного населения, что положило именно в ХI-ХIII вв. начало формированию тюркоязычной азербайджанской народности. Однако отделять тюрок Азербайджана и Восточного Закавказья от малоазиатских до XV-XVI вв. вряд ли правомерно, хотя уже к XIV в. восточнотюркские наречия этого малоазиатско-западноиранско-закавказ-ского региона выделились как самостоятельные. Знаменитый поэт Несими, живший в арабских странах, считается одним из ранних азербайджанских писателей.

Окончательное размежевание малоазиатских тюрок (современных турок) и кавказско-иранских (нынешних азербайджанцев) случилось не ранее XV-XVI вв. и связано с историей Османской империи, с одной стороны, и государствами Ак Коюнлу и Сефевидов - с другой.

Современная наука относит завершение сложения турецкой народности к концу XV в. Очевидно, так же следует датировать и сложение азербайджанского этноса.

Разумеется, дело не ограничивалось собственно сельджукским периодом (ХI-ХIII вв.). Массы тюркского населения прибывали в Закавказье и позже, с монголами и Тимуром. В основном это были огузы или родственные им племена, на основе наречий которых и сложились турецкий и азербайджанский языки.

В описаниях современников сельджукское нашествие предстает как бедствие для стран Закавказья. Сельджуки быстрее всего утвердились в южных армянских землях, откуда армянское население вынуждено было эмигрировать в пределы Византии. Так возникло Киликийское Армянское царство, просуществовавшее до конца XIV в. На Армянском нагорье начался многовековой процесс оттеснения армянского и курдского населения пришлым тюркским. То же самое имело место и в пределах Закавказья. Здесь, однако, вплоть до XIII в. общее положение было иным. Грабительские походы сельджуков заставили закавказские государства сплотиться перед лицом завоевателей. Возглавило борьбу самое сильное из них - Грузия. Уход "союзников"-византийцев из Западного Закавказья, с одной стороны, облегчил положение Грузии, до того стесняемой империей. С другой же стороны, Грузия осталась почти один на один с ордами тюрок. Последние во второй половине XI в. захватили часть Южной Грузии, как обычно вытесняя оттуда грузинское население и обращая культивированные земли в пастбища.

С Тимуром связана новая волна тюркских племен, нахлынувших в Закавказье. Особенно пострадали земли Армении, все большее число которых отнималось у местного населения и заселялось пришлыми кочевниками. Этот процесс продолжался и в XV столетии.Смерть Тимура привела к мгновенному распаду его империи. Страны Закавказья оказались под властью или в сфере влияния сначала державы Кара Коюнлу ("Черные бараны"), а затем Ак Коюнлу ("Белые бараны"). И в той и в другой господствовала знать кочевых тюркских племен, в основном так называемых туркмен, т.е. огузского происхождения. В XIV-XV вв. население Южного Азербайджана было почти полностью тюркизировано. Та же судьба постигла и равнинный Карабах.

Для тех, кто верит, что армяне пришлые, а азербайджанцы это коренные жители Кавказа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Геворг, читай и просвешайся

Вопрос о тюркизации населения Азербайджана, выяснение начала этого многолетнего процесса, весьма сложен и до сего времени остается нерешенным. Принять, что тюркизация произошла в XI—XII вв., как это делают некоторые исследо-ватели564, было бы ошибочным. Считать тюрков каким-то пришлым, инородным элементом на территории Азербайджа на — также неверно, ибо в данном случае игнорируются большие компактные местные тюркские племенные образова ния.
Только посредством слияния аборигенов-тюрок с при-шельцами — огузами с юга и кыпчаками с севера — после ассимиляции последних и начался все более ускоряющийся и закончившийся к XI—XII вв. процесс тюркизации, приведший к образованию особой тюркскоязычной азербайджанской народности на территории Азербайджана и Арана, которая и составила современную азербайджанскую нацию.
Наличие тюркских племенных образований на территории современного Азербайджана можно выявить с помощью пря-мых и косвенных сообщений средневековых источников. В 576 г. в область Гянджи (Сакашена) была переселена боль-: шая масса гуннов-сабиров565 и страна гуннов, таким образом, локализовалась между реками Курой и Араксом566. Предводителей этих гуннов арабские авторы называют «тарханами»567.
Одним из крупных тюркских племенных образований, поселившихся на территории современного Азербайджана еще в V в., были осевшие на Мугани гунны, которых современные им историки именуют тюрками568. Есть предание, что этими гуннами на юге Мугани был основан город Ак-гун (арабское   —   Баласагун)569.
В армяноязычных источниках гуннов именуют хайлантур-ками570. Фиксируя события второй половины IV в., Фавстос Бюзанд также отмечает наличие в зоне Закавказья гуннов и других тюрок: «В то время маскутский царь Санесан, сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему, армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска — гуннов, по-хов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, готов и глуаров, гу-гаров, шичбов и гилбов, и баласичев, и егерсванов, и несметное множество других разношерстных кочевых племен, все множество войск, которыми он повелевал. Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил Армянскую страну... Они нахлынули, наводнили и затопили всю армянскую страну; разрушили, заполонили, вконец разорили ее и простерлись по всей стране до маленького города Сатал, до Ган-дзака, находящегося в пределах Атрпатакана571.
Еще одним доказательством существования на территории Азербайджана и смежных с ним областей тюркских племенных образований является то, что эти племена осели здесь со времени вторжения хазар. Как известно, в составе Хазарского хаганата большое место занимали тюркоязычные племена и сами хазары, очевидно, принадлежали к особой группе тюрок572 (почти все средневековые арабские историки часто именуют хазар тюрками). Коль скоро до последних лет правления сасанида Кавада Северный Азербайджан находился в руках хазар, среди которых большое место занимали тюрки573, то очень часто эти страны вместе -с Азербайджаном именовались арабами «страной Хазар»574. Согласно Ибн А'саму ал-Куфи, в долине Аракса, в зоне Байлакана и Варсана573 был   распространен   тюркский   язык576.
Особую ценность представляют сообщения средневековых авторов   о   Варсане577.
В армянских источниках, различных словарях, древних хрониках разбираются различные толкования слова «варсан» (варсак, варсаз). В источниках слово «варсак» обозначает название местности, тюркского племени и вещей, принадлежащих   этому   племени.
Автор «Шамс ал-лугат», толкуя слово «варсан», отмечает, что оно имеет, в основном два значения: «[Варсан] имя местности. Джабали578 говорит: «Ты двинул на Варсан много войск  и   большую   армию»579.
Такое же толкование дает и «Фарханги Джахангири»: «Варсаз — имя местности»580. Автор словаря «Бурхане Кати» толкует слово «варсаз» как «название местности, места и   области»581.
Как видим, все эти источники определяют значение слова «варсаз» как название страны, области и местностей. Какая же это страна, область или местность? Нам кажется, что встречающееся в источниках слово «варсан» связано с нашим «варсаз». В словаре Ш. Сами говорится, что «Варсан» — название, данное всему Азербайджану или его части582. Такое толкование дается на основании данных арабских авторов   о   Вареане583

Таким образом, на основании данных источников, название страны Варсан читалось и как «Варсаз» и «Варсак».
Переходя ко второму значению слова «Варсак», надо отметить, что в источниках оно также употреблялось в значении названия племен и рода. В. В. Радлов, объясняя слово «варсак», кроме других значений отмечает, что оно означало «имя одного из татарских (тюркских) племен»584.
Д. Келекян, автор «Турецко-французского словаря», называет словом «Варсак» татарское племя585.
В этом смысле высказываются все исследователи истории поздних государственных формирований — Кара-Коюнлу, Ак-Коюнлу,   Сефевидов   и   т.   д.586.
Обеспокоенный быстрым распространением и возможностью захвата подвластных Ирану земель тюркскими (хазарскими) элементами, Хосров I Ануширван отвоевал у хазар Азербайджан и Южный Кавказ и отодвинул границы империи Саса-нидов до Дербенда. Чтобы уменьшить влияние тюрок в этих странах, он немедленно стал заселять их надежными иранскими гарнизонами587, поселив здесь племя сиясиджитов588, а в   районе  Тифлиса   племя   согдийцев589.
Кроме того, отмеченные уже нами нашествия хазар на Аран и Азербайджан и их многолетнее господство над Ара-ном еще раз свидетельствуют о большом числе здесь тюрко-язычных элементов еще задолго до нашествия арабов.
Таким образом, процесс тюркизации Азербайджана и Арана начался задолго до появления на политической арене арабов, в недрах империи Сасанидов. Появление арабов в Азербайджане и его колонизация задержали вначале этот процесс, но начавшаяся вскоре ассимиляция арабов с тюрками ускорила его и через какие-нибудь сто лет он приобрел весьма  широкий  размах.
Как видим, арабы при завоевании Азербайджана и Арана столкнулись с наличием на этой территории тюркских племен. В арабском источнике мы встретили сообщение о проживании в Азербайджане тюрков до арабского завоевания. Согласно преданию, омейядский халиф Муавия задал однажды  одному йеменцу,  знатоку древней  истории Абиду ибн Шарийе, вопрос: «Что такое тюрки и Азербайджан?» Абид ответил: «Азербайджан — страна, издревле населенная тюрками»590. Это предание можно было взять под сомнение, если бы указанную версию мы не встретили в составленном в 1126 г. персидском анониме, где говорится: «Азербайджан является страной, которая'издревле находится в руках тюрок». Излагая сообщение об одной из химьяритских царей Раише, аноним говорит, что эта страна находится в руках тюрок591.
Переселение тюрок в Азербайджан не прекращалось и при арабах. Так, один из тюркских (уже мусульманин) эмиров Мубарак ат-Турки построил в Казвине крепость и дал ей свое   имя 592.
Начавшаяся в Азербайджане при Омейядах ассимиляция арабов с местными тюрками еще более усилилась в халифате Аббасидов593.



-------------------------------------------------------------------------------
561   См. Ф. А. Ленинский. Цит, соч., стр. 15. Аналогичное наблюдается в южной Испании, где некогда население говорило в основном на арабском языке, но теперь местное население его не знает.
562  В. В. Бартольд. Мусульманский мир, стр. 30.
563  П. К- Жузе. Арабские племена в Закавказье, стр. 17. Об арабах, живущих в Средней Азии, см. Г. В. Церетели. Арабские диалекты Средней Азии, 1956.
564  См., например:  V. Мinorsky. Саucasiса, IV, р. 504; 'его   же. Iran.., р. 187; Faruk Sumer. Azerbaycanin türklesmesi tarihine (S. 429-447).
565  Византийские историки, стр. 411—412.
566   Грузинская  летопись  фиксирует  наличие  «свирепых  племен  бун-турков, живших по течению реки Куры, в четырех    городах с их предместьями». Е. С. Такайшвили. Источники.., стр. 1, 5. Ср.: Л. М. Меликсет-Бек. К истории появления гуннов в Восточном Закавказье, стр. 710—711; М. А. Артамонов. Очерки.., стр. 54.

567 ал-Балазури, 209; ат-Табари, III, 1179, 1192.
568 Феофилакт Симмoкатта. История, стр. 36, 77, 102, 160: «Он [Ку-бад I] направился к племени гуннов, которых наша история неоднократно называл тюрками».
569. Marquart. . Eransahr.., S. 119.
570  Marquart. . Eransahr.., S. 95.
571   Ф. Бузанд. История    Армении,    стр. 15. См.    Л, М. Меликсет-Бек. Цит. соч., стр. 712.
572 V. Мinorskyу. А History of Sharvan and Darbend, р. 17. 573 ал-Балазури,   194;  ал-Йа'куби,  I,  203;    Ибн ал-Факих, 287;  Ибн Хордадбех, 222.
674 ал-Балазури, стр.  194; ат-Табари, I, 884.
575 1bn А'sат а1-Кufi. Kitab al-Futuh. Topkapi
576  ал-Истахри, стр. 185.
577  См. Мирали Сеидов. О слове «Варсан», стр.  175—185.
578  Джабали — поэт, живший в XI в.
579   Шамс ал-лугат, т. II. Рукоп. фонд АН Азерб. ССР, инв. № 9284, стр. 437:

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

TO: Ziyadli

С первых же строк видно, что Вы привели не отрывок от труда историка, а пропагандистскую статью. Комментировать даже особо не хочется. Тем более что нет ссылки. В приведенном мною посте было написано:

Впервые сюда пришла большая волна тюркского населения. Отдельные группы тюрок проникали в регион и прежде, преимущественно с севера (хазары, булгары и т.д.), но они не изменили этнический состав населения закавказских стран.
Так что ни кто не отрицает, что и до ХI века там появились тюрки, только тогда это не имел характер массового нашествия. Кстати, хазары исповедали иудаизм, а этнически были тюркизированние местные племена и финно-угры (савиры или сабиры). А насчет того что в VI веке
в область Гянджи (Сакашена) была переселена боль-: шая масса гуннов-сабиров565 и страна гуннов, таким образом, локализовалась между реками Курой и Араксом
вот что сообщают источники :
Писавший в начале Х в. Ибн ал-Факих упоминает ас-савардийа в IX в. [142] А ал-Мас'уди по р. Куре ниже Тифлиса помещает сийавурдийа, указывая, что они - ветвь армян [143]. Армянский историк первой половины Х в. Иованнес Драсханакертци также помещает севордик (мн. число, ед. число - севорди) в гаваре Утик [144], т. е. недалеко от г. Ганджа [145]. Если севардийцы [146] в первой половине Х в. были арменизированы [147], то это не могло произойти при жизни двух-трех поколений, так что переселение их в Закавказье имело место задолго до IX в., скорее всего в VI-VII вв.

А.П. Новосельцев Хазарское государство.

http://gumilevica.kulichki.net/NAP/nap0132.htm

То есть эти племена в области Гянджи были арменизировани. Выводи делайте сами! А вот что происходил в Закавказье до XII века:

АЗИЯ НА РУБЕЖЕ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ЗАКАВКАЗЬЕ В IV-XI вв.

История стран Закавказья первых столетий нашей эры крайне слабо и неравномерно освещена в источниках. Современные событиям информаторы - греко-римские писатели - сообщали о них мало и лишь в связи с римско-парфянскими отношениями, а поздние местные хроники черпали сведения об этом времени преимущественно из эпоса и преданий.

Мы даже не знаем точно, сколько государственных образований существовало в Закавказье в III-IV вв. Несомненно, было Армянское царство, а также Картли (Восточная Грузия). По-видимому, на западе Грузии сохранялось Колхидское царство, или Лазика (груз. Эгриси). Северо-восточная часть Азербайджана с некоторыми районами Дагестана и нынешней Восточной Грузии составляли Албанское государство. В степных районах Восточного Закавказья где-то в IV в. возникло так называемое царство маскутов - иранских кочевников, близкородственных аланам. В каких отношениях это царство пребывало с албанскими правителями - точно неизвестно.

Достоверно одно: страны Закавказья в III-IV вв. были ареной борьбы между Римом и Парфией, и от исхода этой борьбы во многом зависела и политическая карта региона. Другим важным фактором были северокавказские кочевники - сначала иранцы, а с конца IV в. гунны.

В ходе римско-парфянских войн Армения чаще всего была союзником Рима, а после сасанидского переворота 20-х годов III в. в Иране армянские Аршакиды полностью опирались на Рим. Восточная Грузия (Картли), по-видимому, меняла свою ориентацию. Порой ее (как в середине IV в.) делили между Римом и Ираном. Лазика, очевидно, находилась под римской опекой. Что касается Албании, то это царство обычно находилось в сфере влияния Ирана.

В 297 г. сасанидский шах Нерсе потерпел сокрушительное поражение в войне с Римом. По римско-иранскому договору 298 г. (в г. Нисибине) в Армению вернулся аршакидский принц Трдат (III), в качестве вассала Рима. Это означало резкое укрепление римского влияния в Закавказье.

В пределах Римской империи все большую силу набирало христианство. Последние резкие гонения на него, предпринятые императором Диоклетианом, не дали результатов, и в 313 г. император Константин разрешил исповедание христианства в пределах империи. Вскоре после этого Трдат III официально стал христианином, что было подготовлено распространением новой религии особенно в Западной Армении еще в III в. (прежде всего через посредство сирийцев). Через два десятка лет крестился и царь Картли Мириан, а затем и албанский правитель Урнайр. Все это в определенной степени было результатом усиления римского влияния в Закавказье. Иран с этим мириться не желал, и началась очередная серия римско-иранских войн, одной из арен которых были закавказские страны. Завершились эти войны разделом Армянского царства в 80-х годах IV в. Большая часть последнего подпала под верховную власть Ирана, меньшая - Рима. В обеих частях страны остались цари из армянского рода Аршакуни. В римской части царская власть была вскоре (391 г.) упразднена, в иранской она была ликвидирована по просьбе армянской знати в 428 г. По условиям римско-иранского договора некоторые восточные области Армянского царства (приблизительно территория нынешней Республики Азербайджан к юго-западу от Куры) были переданы албанским царям, очевидно, за их услуги шахам.

Чтобы лучше понять политическую историю Закавказья этого времени, надо попытаться выяснить социально-экономическую ситуацию в странах региона. Почти общепризнанным является мнение о формировании именно в первые века нашей эры раннефеодальных отношений в Закавказье. Точно установлено появление там крупных знатных родов, в руки которых постепенно перешел основной земельный фонд. Эти знатные роды в Армении и Албании именовались (источниками) нахарарскими. В Грузии им, очевидно, соответствовали эристави и мтавари. Наряду с такими знатными родами оформился достаточно широкий слой свободного населения, что-то вроде мелких феодалов. В Армении и Албании это азаты, в Грузии - азнауры. Этот слой был как бы промежуточным между знатными родами и основной массой населения, все больше попадавшей в зависимость сначала от государства, а затем от нахараров/мтаваров. Масса податного населения именовалась в Армении и Албании рамики или шинаканы, а в Грузии, очевидно, глехи. Азаты/азнауры не представляли из себя единого, монолитного сословия. Часть из них имела землю (как и некоторые шинаканы/глехи), другие жили службой и жалованьем (ротчик). Из азатов/азнауров формировалось конное войско, составлявшее главную военную силу. С переходом большей части земель к знатным родам росла прослойка азатов/азнауров, являвшихся вассалами нахараров/мтаваров.

С принятием христианства церковь получила основные богатства старых языческих храмов и превратилась в крупного землевладельца. Постепенно между царской властью и церковью возникли противоречия. Армянский царь Пап в 60-70-х годах IV в. попытался урезать права церкви, но потерпел поражение и погиб. Церковные иерархи в Армении и Грузии все больше набирали силу, приобретали автокефалию от византийских иерархов. В Армении это случилось во второй половине IV в., в Картли - во второй половине V в. Главы армянской и грузинской церквей получили титул католикоса (патриарха). По-иному сложилась ситуация в Албании. В стране были очень сильны позиции зороастризма и местных языческих культов. Укреплению зороастризма способствовали шахи Ирана. В Армении и Грузии эта их политика не была успешной, и благодаря народным восстаниям 451 г. и 80-х годов V в. христианство отстояло там свои позиции. В Албании же преемники Урнайра отреклись от христианства, и вновь оно стало государственной религией лишь в 80-х годах V в. при царе Вачагане III (очевидно, это связано с общезакавказским восстанием против Ирана в это время).

Христианизация закавказских стран имела важные последствия и для развития местной культуры. На рубеже IV-V вв. появилась армянская письменность, созданная Месропом Маштоцем. Не без его помощи были изобретены и национальные алфавиты в Грузии и Албании. Но если в Армении и Грузии почти сразу возникла богатая местная переводная и оригинальная литература разных жанров, то в Албании этого не случилось. На албанский язык были переведены Евангелие и некоторые другие книги, но просуществовала эта литература недолго. Причина в том, что так называемый албанский язык - это был язык населения небольшой, в ту пору центральной области Албанского царства (вокруг столицы - Партава). В остальной части страны функционировали иные языки и наречия. В Албании в отличие от Армении и Грузии не сложилось единой народности, и последующие политические изменения привели к исчезновению и едва народившейся албанской культуры.

VI век стал столетием особенно упорной борьбы между Ираном и Византией за Закавказье. Успех попеременно сопутствовал то одной, то другой стороне. Порой иранские отряды проникали в пределы Абхазии, иногда византийские войска занимали территории, "принадлежащие" сопернику.

Почти столетний конфликт завершился договором 591 г., выгодным Византии - она получила часть "иранского" Закавказья. Случилось это благодаря смутам в Иране, которые и использовала империя.

К тому же она могла опереться и на христианскую церковь в странах региона. В среде последней, однако, не было единства. Еще в 451 г. Халкидонский собор осудил так называемых монофизитов, которые имели много сторонников в Закавказье. Началась борьба между ними и православными, которых поддерживал Константинополь. За спиной монофизитов так или иначе стоял Иран. И когда в начале VII в. началась новая ирано-византийская война, в закавказских церквах произошел раскол. Армянская и албанская церкви отложились от Константинополя, тогда как грузинская сохранила связь с ним.

Ирано-византийская война продолжалась более четверти века. Сначала успех был на стороне персов, и войска шаха Хосрова II заняли Палестину и ряд других подвластных империи стран, осаждали сам Константинополь. Умный и талантливый византийский наместник Египта Ираклий, став императором, сумел добиться перелома в войне. Ему удалось это сделать путем привлечения на свою сторону значительной части закавказских феодалов, а также посредством союза с северокавказскими хазарами, которые опустошали Восточное Закавказье.

В конечном счете обе державы, растратив все свои силы в длительной борьбе, оказались жертвами новой политической силы - возникшего в пустынях Аравийского полуострова Мусульманского, или Арабского, халифата.

Разгромив византийцев при Ярмуке, а персов при Кадисии и Нехавенде, преемники пророка Мухаммеда довольно быстро уничтожили Сасанидское государство, а у Византии отняли большую часть ее азиатских и африканские владения. Началась новая эпоха в истории раннего средневековья Западной Евразии. Создание новой монотеистической религии и распространение власти ее носителей на огромные территории - от Инда до Пиреней, от Кавказских гор до южной границы Сахары - резко изменило расстановку сил. В то время как Европа еще никак не могла оправиться от тяжких последствий, связанных с крахом Римской империи, а "варварские" государства на ее территории переживали период утробного развития, новая империя на востоке, подкрепляемая воинственной религией, грозила поглотить почти весь послеримский и сасанидский мир. Одной из первых жертв стало Закавказье. Арабы появились там сразу после сражения при Нехавенде (642 г.), дошли до Дербента, где проходила граница с хазарами, и довольно быстро заняли почти все Закавказье. Правители закавказских стран вели себя по-разному. Теодорос Рштуни, правивший Арменией, естественно, пытался прибегнуть к помощи Византии. Албанский князь Джеваншир лавировал между Византией, арабами и хазарами, одно время платя дань всем троим.

Но тут начались смуты в Халифате. Борьба между сторонниками зятя пророка Али и Омейадами на время отвлекла внимание халифских властей от Закавказья. Этим воспользовались усилившиеся хазары, которые пытались закрепиться в Албании и частично в Армении.

Но постепенно Халифат оправился от последствий междоусобной войны и, вновь набрав силу, стал наверстывать упущенное. С последних лет .VII в. началось покорение Армении, затем наступила очередь других стран Закавказья. Арабские власти действовали в зависимости от обстоятельств то методом кнута, то методом пряника. В 705 г. по приказу халифа его наместник в Закавказье обманом заманил знатнейших армянских нахараров с семьями в церкви в Нахичеване и Храми и сжег их там живьем. В это же время албанский князь Шеро был увезен в Дамаск и там окончил свои дни.

Главным врагом мусульманской власти в Закавказье оставались хазары. Борьба с ними продолжалась с переменным успехом вплоть до 737 г. Накануне наместником Закавказья был назначен представитель дома Омейадов, а позже последний халиф из этой династии - Мерван ибн Мухаммед.

Нуждаясь в армянской коннице, он стал покровительствовать армянским князьям, обещав даже платить им деньги из халифской казны. Это было нечто новое, ибо до той поры политика арабов в Армении была репрессивной. Один из халифов, ревнителей ислама, запретил было даже разведение свиней, но позже этот декрет был отменен.

Зато в отношении Грузии политика Мервана была иной. Он прошел се с востока на запад огнем и мечом, заслужив мрачное прозвище Кру ("глухой [ к жалобам о пощаде]"). Однако не усмирение Грузии было главной целью Мервана. Он затеял большую войну с хазарами, а для этого ему был необходим умиротворенный тыл. Подавив Грузию и обласкав армянских и албанских князей, Мерван начал поход против хазар, который закончился разгромом хазарского хакана и его войск. Поражение было столь страшным, что, по некоторым известиям, побежденный хакан согласился даже принять ислам, а столица его государства была перенесена с территории приморского Дагестана в устье Волги. Ислам хакан, по-видимому, не принял, но обещание, данное с перепугу, имело для него тяжкие последствия: он был постепенно лишен реальной власти, а шад - второе в государстве лицо - принял иудаизм. Претензии на Закавказье сохранились, но реально удовлетворить их хазары уже не могли, хотя во второй половине VIII в. и совершили туда два больших набега.

Под властью арабов все Закавказье было разделено на два больших наместничества. Главное из них именовалось Арминия, ибо в его составе доминировали армянские земли, хотя в это наместничество входила и Восточная Грузия, а порой и бывшая Албания, чаще именовавшаяся с той поры Аран (другая форма этого названия). В Закавказье периодически поднимались восстания, жестко подавлявшиеся. В ходе таких восстаний был уничтожен один из известнейших нахарарских родов Армении - Мамиконяны. Зато выдвинулся другой нахарарский род - Багратиды, с которым связана в дальнейшем история и Армении и Грузии. Поздние предания приписывали Багратидам происхождение от еврейских царей Давида и Соломона. На самом деле они происходили из исторической области Спер, расположенной на армяно-картвельской границе.

В Армянском царстве III-V вв. они занимали видные должности. В VIII-IX вв. выделились две ветви этого рода, положившие начало царским - армянской и грузинской - династиям.

Арабский халифат, подобно всем политическим. объединениям этого рода, неизбежно был обречен на распад. Смена Омейадов Аббасидами задержала этот процесс, поскольку последние расширили свою социальную опору за счет иранской знати, но остановить распад было невозможно. И в IX в. он пошел полным ходом, естественно затронув и Закавказье. Впрочем, возникновение первых независимых государств здесь было связано не с Халифатом, а с Византией. Последней временно удалось закрепиться на восточном побережье Черного моря, но в 70-х годах местный правитель - эристав Абхазии - с помощь хазар добился независимости от империи.

Его преемники стали претендовать и на Западную Грузию, постепенно ее подчинив. Это случилось позже, в IX-Х вв., а возникшее первоначально Абхазское государство, распространив свою власть на этнически картвельские земли, куда затем был перенесен и центр государства (в Кутаиси), постепенно превратилось в грузинское политическое объединение, в котором прежняя метрополия - Абхазия - стала окраиной. Такое, кстати, не раз имело место в истории.

Между тем в пределах Халифата ситуация осложнялась и накалялась. Причины освобождения стран Закавказья от арабов не следует искать в экономике, как это часто делают. Экономика той поры была крайне инертной и медленно эволюционизирующей. Правда, один фактор следует иметь, в виду, но он появился как раз благодаря существованию Халифата, а не вопреки ему. Речь идет о росте городов и торговли. В Закавказье города античного типа пережили кризис, а порой и упадок в IV-V вв. В таком же централизованном государстве, как Халифат, они возродились. Более того, такие города, как Тбилиси, Бердаа, Двин и др., имели значение, выходящее за пределы своих стран и даже региона. Вокруг этих городов стали даже возникать небольшие местные рынки, а само купечество этих городов принимало активное участие в международной торговле той поры. Еще более примечательно появление в городах Халифата IX-Х вв. элементов самоуправления. Правда, в отличие от более поздних европейских городов это самоуправление не было связано с экономической и полной политической их самостоятельностью. Городская верхушка Тбилиси, Бердаа, Дербента и т.д. была смешанного состава. В нее входили и главы торгово-ремесленных корпораций, и местные феодалы. Тем не менее роль городов в политической истории той поры была велика, хотя она еще в полной мере не изучена.

Следует принимать во внимание еще одно обстоятельство. В странах Халифата шел процесс нивелировки социально-экономических отношений, каковые в разных областях державы не были идентичными. В частности, на Азербайджан и области Северо-Западного Ирана (Мазендеран, Гилян и др.), а также Албанию все более распространялись формы социального гнета, уже давно утвердившиеся" в таких более развитых районах, как Ирак, Фарс и т.д. К тому же в IX в. имело место усиление исламизации населения окраин державы. Правда, теперь принятие ислама уже не давало таких привилегий, как в первые десятилетия существования исламской общины. Тем не менее мусульмане находились в более выгодном положении, нежели христиане, евреи, зороастрийцы, не говоря уже о язычниках, которые по канонам Корана просто подлежали истреблению. Для укрепления своей власти и ускорения процесса исламизации халифы заселяли покоренные земли арабскими племенами. Довольно много их появилось в Армении, на Мугани, в Дербенте и т.д. Все это создавало новые противоречия и коллизии. Местное население оказывало сопротивление, иногда в весьма своеобразных формах. В этой связи необходимо коснуться движения хуррамитов во главе с Бабеком. Не останавливаясь специально на сущности этого движения, главные центры которого были вне пределов Закавказья (Северо-Западный Иран), необходимо сказать несколько слов о его связи с Закавказьем, прежде всего албанскими и армянскими землями. Расположенные в непосредственной близости от резиденции Бабека, эти земли были связаны с хуррамитским движением, но большой роли в нем не играли. Скорее всего христианское армянское и албанское население рассчитывало использовать борьбу хуррамитов в своих интересах, а когда Бабек потерпел поражение, именно один из христианских албанских князей выдал его халифскому полководцу.

Впрочем, о терминах "албанский", "Албания" для IX-Х вв. следует сказать особо. В эту пору они уже были, скорее, историческими. Значительная часть албанского (разноязычного) населения на правобережье Куры была арменизирована (процесс этот начался еще в древности, но особенно активным был, по-видимому, именно в VII-IX вв.). Источники еще фиксируют албанский (аранский) язык в округе Бердаа в Х в., но затем упоминания о нем исчезают. Пестрое в этническом плане население левобережней Албании в это время все больше переходит на персидский язык. Главным образом это относится к городам Арана и Ширвана, как стали в IX-Х вв. именоваться два главные области на территории Азербайджана. Что касается сельского населения, то оно, по-видимому, в основном сохраняло еще долгое время свои старые языки, родственные современным дагестанским, прежде всего лезгинскому.

Из двух областей лишь одна, западная, сохранила старое название Аран (т.е. Албания), но она не была идентична прежнему Албанскому царству. Поражение Бабека и хуррамитов не остановило борьбы против Халифата Закавказье. Но центрами ее стали Армения и Грузия. Впрочем, в последней древняя столица Тбилиси, где обитало много мусульман (персов и арабов), слишком тесно была связана с Халифатом и не была включена в эту борьбу.

На большей части Армении и Грузии освободительные тенденции под идеологическим знаменем христианства все более проявляли себя. Этому способствовало усиление Византии, начавшееся именно в IX в., особенно с воцарением Македонской династии (армянского происхождения).

В Армении подъем Багратидов начался во второй половине IX в., вскоре после очередной карательной экспедиции халифа в Закавказье в 851_852 гг., возглавленной Бугой Старшим. Буга разорил Армению, Грузию и Аран, но к укреплению арабского владычества это не привело. В 875 г. армянская знать выдвинула князя Ашота Багратуни претендентом на трои Армении, и десять лет спустя халиф вынужден был его признать. Правда, при преемнике Ашота Смбате I положение изменилось. Халиф, опираясь на своего наместника Азербайджана Юсуфа ибн Абулсаджа, повел планомерную борьбу за подчинение Армении. В противовес Смбату царский титул был дарован владетелю Васпуракана (область от оз. Ван до Нахичеванского края) Гагику Арцруни. Смбат установил союз с Византией, но в конце концов потерпел поражение, попал в руки Юсуфа и был казнен. Однако его преемники добились самостоятельности.

В грузинских землях сложилось два центра. Наряду с Абхазским царством ведущую роль играло княжество Тао-Кларджети, правители которого, тесно связанные с Византией, получили от империи титул куропалата. К рубежу X-XI вв. правитель Тао Давид стал сильнейшим владетелем Закавказья. Однако, умирая, он завещал часть своих земель Византии. Вопрос о достоверности "Завещания Давида" до сих пор не решен. Но на него опирались византийские императоры в своих стремлениях подчинить Закавказье.

Армянское царство Багратидов во второй половине Х в. распалось на несколько царств, из которых сильнейшим было Анийское, с главным городом Ани.

В Восточном Закавказье в IX-Х вв. существовал ряд феодальных владений, сильнейшими из которых были Ширван и Аран. Властвовали в них мусульманские династии, под эгидой которых достаточно интенсивно проходил процесс исламизации местного населения. Однако вплоть до XI- XII вв. большая часть населения Ширвана и Арана ислам не приняла.

Усиление Византии во второй половине Х в. сказалось и на судьбах Закавказья. Поражение киевского князя Святослава, а затем и болгар позволило империи сосредоточить внимание на восточных рубежах. Опираясь на "Завещание Давида", Василий II занял часть его владений, а затем византийцы на протяжении первой половины XI в. захватили и значительную часть армянских земель. Это создало сильную антивизантийскую партию в Армении и Грузии, тогда как прежде в этих странах существовала ориентация на христианскую Византию.

Между тем далеко на востоке, в пустынях и степях Средней Азии, возникла новая мощная сила - сельджуки. На протяжении первой половины XI в. они покорили весь Иран, и в 1071 г. при Манцикерте (Маназкерте) византийский император Роман Диоген потерпел сокрушительное поражение и сам попал в плен к сельджукам. Византия окончательно потеряла не только Закавказье, но и восточную Малую Азию. Наступил новый этап истории стран Переднего Востока.

http://gumilevica.kulichki.net/HE2/he2103.htm

А.А. Васильева

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Voyna v Zakavkaze nujna armyanam...

u nix samoqo rojdeniya odna fraza vseqda na ume.... velikaya armeniya...

no ne vidat vam etoqo...

skoro budet xaraba armeniya... ya vam obeshayu i ya nikoqda ne obeshayu to cheqo ne budet... 5 let, mojet 10 no v pervoy polovini etoqo stoletiya vi ischeznete

LOL!

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Артавазд, прежде всего мне действительно очень приятно, юто такой молодой армянин из Еревана (а Вам, если я правильно посчитал, 18 лет) демонстрирует самостоятельное непредвзятое мышление, не запятнанное идеологическим дерьмом. Честь Вам и хвала. В основном я с Вами согласен, только вот позволю себе несколько замечаний, пусть даже и не в тему.

Говорить о том, что Армения дала человечеству больше, чем Россия просто смешно !! Это нонсенс и глубокое заблуждение некоторых малообразованных армян с комплексом неполноценности. Россия - воистину одна из велиюайших держав мира и, между прочим, по сравнению с другими в наименьшей степени запятнанная, как и все великие державы, кровью и политиканством. Не принимайте на свой счет, уверен, что Вы просто для красного словца приукрасили действительность. Я вообще не склонен винить Россию со свех наших и общекасказких бедах. Но это отдельный разговор.

И еще, по поводу Андраника, Дро и Нжде...не буд с Вами спорить, но попытайтесь и в этих вопросах проявить об'яктивность, как Вы это неоднократно делали тут.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

вы еще с ним нянчитесь?

Когда админ рыпается на своих ради популяризации ресурса, от полутора миллиона сообщений форума в конце концов остается лишь 976792... (из дневника наблюдений Бозгурда)

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Артавазд, прежде всего мне действительно очень приятно, юто такой молодой армянин из Еревана (а Вам, если я правильно посчитал, 18 лет) демонстрирует самостоятельное непредвзятое мышление, не запятнанное идеологическим дерьмом. Честь Вам и хвала. В основном я с Вами согласен, только вот позволю себе несколько замечаний, пусть даже и не в тему.

Говорить о том, что Армения дала человечеству больше, чем Россия просто смешно !! Это нонсенс и глубокое заблуждение некоторых малообразованных армян с комплексом неполноценности. Россия - воистину одна из велиюайших держав мира и, между прочим, по сравнению с другими в наименьшей степени запятнанная, как и все великие державы, кровью и политиканством. Не принимайте на свой счет, уверен, что Вы просто для красного словца приукрасили действительность. Я вообще не склонен винить Россию со свех наших и общекасказких бедах. Но это отдельный разговор.

И еще, по поводу Андраника, Дро и Нжде...не буд с Вами спорить, но попытайтесь и в этих вопросах проявить об'яктивность, как Вы это неоднократно делали тут.

Я и пытаюсь проявлять обьективность, если у вас есть независимые источники по поводу Андраника, Нжде и Дро с интересом почитаю, но прежде добавлю: я не делаю из них святых, просто я говорю, что не надо делать из них абсолютных злодеев. А по поводу русских - это уже совсем другая история, её надо обсуждать за бокалом старого. доброго Ахашени, а не в инете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

армянские территории

не хочу выглядеть философом, однако у вашего поста есть два объяснения

1. вы прикинулись эдаким супер-армянином играющим в "обману азербайджанцев - взяли земли, теперь будем дружить". Если так, то сообщу вам, что один в поле не воин, теп более в виртуальном. Здесь даже 20 не воин. Население, сорри, страницы в нете не читает

2. вы на самом деле говорите искренне - но вот верхнее не понятно.... хотя сори, я не все прочел, щас посмотрю все страницы....

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

"обману азербайджанцев - взяли земли, теперь будем дружить".

Сори, я не понял, ради чего мне, простому юзеру, кого-то здесь обманывать? А насчёт Карабаха я выразился вполне конкретно ещё в начале темы тому же Зиядлы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в тему...

×   Вы вставили отформатированное содержимое.   Удалить форматирование

  Only 75 emoji are allowed.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

Загрузка...
×
×
  • Создать...