Хмм... слово агшалварлы в основном использовались для описания мужской одежды. Обычно шаровары были сделаны из домоткатного полотна , а иногда из хлопка.
Вообще в культуре Азербайджана, бедый цвет ассоциировался м чистотой и открытостью, храбростью и достоинством.
Есть такая теория что типа агшалварлы были моряками, кто то говорит, что агшалварлы появились с мельниц. Но это все не так. Агшалварлы в большинстве случаев были из одного кочевого рода, который в дальнейшем ращделился еще на несколько.
Агшалварлы носили определенные вышивки на шароварах. Есть исторические достоверные материалы (З. Буньятова), что агшалварлы имели определенную кочевую и полукояевую культуру. Хочу отметить на территории Южного Кавказа.
В материалах также указывается, что представители данной родовой группы,придерживались определенного уклада, диалектных особенностей и внешних признаков.
Дело в том, что в институте этнографии по изучению Южного Кавказа, в материалах указывается, чтьо агшалварлы в основном проживали в Южном и Западном Азербайджане, также включая районы Зангезура и Карабаха. В Нахчыване, немного в Иране, в тебризской области, а еще немножко и в восточной части Турции...
Теперь возникает еще больше вопросов. Почему же агшалварлы считают истинными коренными жителями крепости "Ичери шехер"
Де лов том, что в конце 18 века, начале 19 века, в крепость переселились очень множество семей, которые в дальнейшем дали название агшалварлы. И вот что самое интересное, белые шалвары, стали социальным и визуальным маркером, по которому горожане оличали "старых бакинцев", чьи семьи переселились в крепость, даи в Баку в оббщем еще до нефтяного бума. До притока скажем так новых жителей со всех концов россиской империи. В основном аглашварлы были обычными людьми, бедными, простыми но чистыми, как по внешнему виду так и в быту. Они были ремесленниками, мелкими торговцами, слугами, дворниками, привратниками в домах бакинской знати.
Цитата из книги З. Буньятова : Слово агшалварлы в этом контексте стало синонимом крпостных горожан, не в юридическом смысле, а в бытовом. Их считали чем-то вроде "культурной прислуги времени" - простого, но добросовестного народа, искренне любщего свой город. ( конец цитаты )
Агшалварлы это не просто класс или сословие, это культурный феномен. Это символ "старого Баку", доевропейского, доасфальтового, пахнущего пахлавой и морской солью. В советский периуд агшалварлы стало настальгией по романтическому образу. Честный, наивный, свой, истенный бакинец.
Сейчас выражение "агшалварлы" звучит редко, но когда звучит — это как «олдскульный бакинец», как настоящий горожанин с душой крепостного гагаша. Сейчас моднос тало, все говорят, что в Баку стало слишком много чужих, а вот раньше были только бакинцы, истинными агшалварлы были настоящими Бакинцами!
Использованный материал:
1. Эльдар Мамедов — «Город в шароварах. Бакинская этнография глазами очевидцев».
(Журнал «Kultura.az», №3, 2012)
2. Этнографические труды Академии наук Азербайджана (1950–1980 гг.). Azərbaycan xalq geyimləri (Bakı, 1977)
3. Рафик Алиев – «Старый Баку: очерки, истории, лица» (рус. изд. 2007)
4. Беюк Ага Мирзазаде – «Бакинские рассказы». «Bakı hekayələri»
5. Эдуард Багиров — «Кавказский пленный. Хроника бакинской жизни»
6. Зия Буниятов — «Из истории Азербайджана XIII–XV веков»
7. Рашид Гусейнов — «Ичери шехер: память и миф»
8. Сборник — «Городские культуры Кавказа» (под ред. А. Кудрявцева)
9. Сайяд Арустамов — «Азербайджанская традиционная одежда» (Азернешр, 1979)
10. Журнал ИРС - Наследие (архивные выпуски 2000–2010-х годов) — особенно очерки про Ичери шехер и старое население Баку.
Как то так...
Хорошая идея для статьи... в журнал. Думаю опубликовать...